Россия и Китай запланировали создать рейтинговое агентство для оценки совместных проектов и планируют, что оно будет работать с другими странами. Уральские эксперты к этой идее отнеслись скептически.
Китай и Россия договорились о создании рейтингового агентства, сообщает РБК со ссылкой на министра финансов Антона Силуанова, заявившего об этом в Пекине. По мере накопления опыта к его услугам могут прибегать и другие страны. В перспективе оно может занять 30% международного рынка рейтинговых услуг, считает г-н Силуанов.
О создании собственного агентства власти заговорили после того, как Fitch, Moody’s и Standard & Poors понизили кредитные рейтинги России и многих госкомпаний. По мнению российского руководства, это связано с политическим давлением на них со стороны западных правительств.
Тем не менее, пока аналитики скептически относятся к перспективам российско-китайского проекта.
«Просто детская песочница! 30% рынка? Здесь даже и пятью процентами не пахнет. Это как ГЛОНАСС... Или как в Крым хотели нагнать туристов вместо украинцев. Никто, кроме государственных предприятий, там рейтинговаться не будет. Китайцы нас берут в этот проект только для того, чтобы создать видимость авторитета. Не думаю, что агентство получит серьезные заказы — так, по мелочи. На уровне мастодонтов оно, если и выживет, окажется лет через двадцать, не раньше», — отметил в беседе с корреспондентом портала DK.RU независимый аналитик Виталий Калугин.
Те же Fitch или Standard & Poors свою репутацию завоевывали десятки лет и теперь могут ей пользоваться, подчеркнул он.
Финансовый аналитик Константин Селянин отмечает, что успех любого рейтингового агентства зависит от того, насколько его оценки будут признаны.
«Что касается центральных банков, то здесь вопросов нет. ЦБ РФ обязывает банки соответствовать тем или иным рейтингам, например Standard & Poors, и поддерживать позиции на определенном уровне. Другое дело с коммерческим рынком — у игроков нет никаких обязательств по признанию нового агентства. Надо понимать, что и Standard & Poors, и Fitch зарабатывали свою репутацию годами, а компании будут выбирать агентство исходя из конкурентных преимуществ», — говорит эксперт.
Впрочем, определенные шансы здесь есть, потому что к западным агентствам возникли вопросы во время мирового финансового кризиса, когда присвоение некоторых рейтингов было не совсем понятно. Тем не менее, все будет зависеть исключительно от качества заключений и от правильности методик, заключил г-н Селянин.
Автор: Андрей Широков