Меню

Уральские компании массово прописывают свои стратегии

За минувший год число компаний среднего бизнеса в Свердловской области, заявивших о своем желании перестроить стратегию развития своей организации, выросло примерно на 35% по сравнению с 2011 годом.

Таковы результаты опросов директоров компаний, проведенных в марте-апреле 2013 года. Косвенно эту информацию подтверждают и данные консалтинговых компаний, оказывающих услуги по разработке стратегии бизнеса и проведению сессий стратегического планирования. Однако, как утверждают эксперты, затевая «переделки» стратегии, далеко не все руководители четко понимают, как именно как именно этот процесс организовать правильно.

По оценкам старшего консультанта ORC Group Ирины Самсоновой, региональный средний бизнес в России с 2011 года переживает период стратегического обновления, связанный с постановкой новых «длинных» целей в развитии. «До 75% первых лиц регионального бизнеса отмечают, что именно правильная постановка целей в период послекризисного восстановления дает их компаниям серьезные шансы на переход в категорию крупного бизнеса, - комментирует г-жа Самсонова. - Именно поэтому сейчас вопрос о грамотной постановке стратегии имеет такое значение. Средний бизнес считает нынешнее время удобным для серьезного рывка вперед».

Масштабного опыта работы со стратегиями у среднего бизнеса на Урале пока нет, и поэтому его руководителям стоит учесть опыт крупных предприятий. Результаты исследования Центра развития управленческих компетенций Бизнес-Школы УрФУ, посвященного ошибкам в формировании стратегии бизнеса среди предприятий Свердловской области (проведено в январе - апреле 2013 года), позволили обобщить типичные управленческие ошибки руководителей в решении этого вида задач.

«Наиболее типичные ошибки в разработке и реализации стратегии связаны, во-первых, с заблуждением руководителя, что стратегию можно разработать и внедрить, опираясь на авторитетных консультантов, и, во-вторых, с отсутствием технологии разработки стратегии, - резюмирует результаты исследования руководитель Центра развития управленческих компетенций Алла Ковтунова. - Мы отметили, что на многих предприятиях различные подразделения постоянно занимаются вопросами, связанными со стратегией: служба стратегического развития пишет стратегические планы; служба по персоналу разрабатывает системы мотивации, придумывает сложные показатели; служба по качеству оптимизирует процессы; подразделение IT автоматизирует деятельность. Но в целом ничего не происходит. Поскольку перевести компанию из одного состояния в другое можно только соблюдая определенную последовательность действий: разработать целевые показатели, оптимизировать процессы, скорректировать структуру, сформировать систему мотивации, затем только автоматизировать процессы».

Кроме того, как отмечают эксперты Центра, одна из распространенных ошибок в формировании стратегии при переходе среднего бизнеса в категорию «крупный» - недостаточное понимание стратегии развития базового региона. «Стратегия любого регионального бизнеса должна ей соответствовать. Здесь и приоритетные направления, и прогнозы, и точки роста, и другие факторы, которые будут давать конкретному предприятию свои возможности, а также создавать угрозы», - подчеркивает г-жа Ковтунова.

«Так как у нас богатый опыт консультирования и обучения руководителей из металлургии, это позволяет сделать целый ряд обобщающих выводов, - озвучила свою версию систематизации ошибок формирования стратегии на опыте крупных металлургических предприятий замдиректора Бизнес-Школы УрФУ Лариса Малышева. - Прежде всего, в разработку стратегии не вовлекается персонал. Этим занимаются только первые руководители или сторонние консультанты. В результате, внедрить предложения практически невозможно, поскольку не учитывались интересы сотрудников, не согласовывались ключевые моменты.

Стратегия остается красивым документом. Многие собственники предпочитают заплатить ведущим мировым консультантам, но не брать на себя ответственность за результаты. Кроме того, и это особенно опасно - реализация стратегии перекладывается на представителей служб развития, которые не имеют ни реальных ресурсов, ни полномочий для осуществления стратегических решений на практике. И, наконец, очень важным является вопрос мотивации персонала к реализации стратегии. К сожалению, руководители считают, что повышение вложений в персонал автоматически повышает его мотивацию».

По мнению экспертов, период 2013-2014 года должны стать для предпринимателей региона временем серьезной работы над стратегией развития. В противном случае местный бизнес рискует потерять инициативу на многих современных рынках в условиях ужесточающейся конкуренции.

Автор: Андрей Попов