Меню

Уральские логисты намерены выиграть от введения санкций

Санкции в отношении иностранных товаров дают Екатеринбургу шанс стать одним из крупнейших распределительных центров РФ. Однако для этого городу надо быстро встроиться в новые экономические условия.

Напомним, под санкции попали товары стран ЕС, а также Австралии и Японии. Замещать продукцию этих стран Россия намерена за счет поставок из стран Азии и Латинской Америки. Изменения повлияли не только на работу предприятий сферы торговли, но и на логистику.

«До недавнего времени основная часть товаров проходила через Москву и далее развозилась по российским регионам. Сейчас поставки, скорее всего, распределятся на Дальний Восток и юг страны. Значительная часть исчезнувших товаров будет компенсироваться поставками из Китая и других азиатских стран. Думаю, перераспределение потоков произойдет примерно через два месяца», — считает эксперт в сфере логистики Александр Трахтенберг.

По мнению директора по развитию ГК «Оборонснабсбыт» Валерия Денисова, в случае увеличения грузопотока с Дальнего Востока удобным будет переход от автомобильного транспорта к железнодорожному: Транссибирская магистраль соединяет всю страну с востока на запад и на дальних расстояниях способна обеспечить гораздо более быструю перевозку, чем автотранспорт. Эксперты добавляют: Приморье уже заявляет о возможности увеличения грузопотока на запад страны с помощью железной дороги. Для этого планируется использовать пограничный пункт пропуска Гродеково и недавно начавший работу транспортно-логистический центр «Сухой порт». Оба они имеют значительные резервы для обслуживания дополнительного грузопотока.

«Сухой порт» уже сейчас формирует контейнерные поезда в направлении Новосибирска, Екатеринбурга, Москвы. Срок доставки — девять суток от Артема до столицы. Это большое конкурентное преимущество», — говорит глава Артемовского городского округа Владимир Новиков.

Для транспортировок скоропортящихся и замороженных товаров дальневосточные логисты планируют использовать современный парк рефрижераторных контейнеров. Так, Дальневосточная железная дорога имеет в наличии 21 тыс. рефрижераторных вагонов, используемых для перевозки рыбной продукции. Кроме того, дальневосточные логисты намерены наладить поставки китайского мяса по железной дороге. Чтобы стать важным звеном в новом логистическом потоке «Восток-Запад», Екатеринбург должен также развивать логистику.

«Думаю, что мы сможем достаточно быстро перестроиться на новую систему логистики. В городе появился ряд компаний, которые по качеству своей работы, планированию и прогнозированию не уступают европейским игрокам. Рынок разрастается, становится профессиональным», — отмечает глава Уральской торгово-промышленной палаты Андрей Беседин.

Однако для получения статуса крупного логистического центра другие уральские компании также должны увеличивать количество складских площадей, парк рефконтейнеров. Участники рынка складской недвижимости города констатируют: дефицит качественных складов в Екатеринбурге уже несколько лет составляет 600-900 тыс. кв. м. По словам Виталия Хиля, директора уральского филиала «Логопарк.ру», в этом году в городе будет введено всего 50-60 тыс. складских квадратов:

«Этого мало, чтобы удовлетворить спрос и насытить рынок предложением. В 2015 г. ситуация не изменится — девелоперы введут максимум 40-50 тыс. квадратов».

Эксперт добавляет: нехватка площадей переориентирует компании, желающие купить или арендовать склады, на соседние города. Так, серьезную конкуренцию для Екатеринбурга представляют Пермь, Челябинск и Уфа.

«В этом году было несколько крупных сделок, когда предприятия не смогли выбрать подходящие площади в Екатеринбурге и ушли в Челябинск. Тенденция наметилась. Не исключено, что компании начнут всерьез рассматривать соседний мегаполис в качестве альтернативы», — прогнозирует г-н Хиль.

Добавим, что разговоры о превращении Свердловской области в крупный транспортно-логистический комплекс ведутся уже давно. Так, в 2008 г. ИК AVS Group разработала концепцию развития транспортно-логистического комплекса региона. Два года назад глава компании Валерий Савельев на заседании Свердловского областного Союза промышленников и предпринимателей утверждал, что медлить с внедрением концепции нельзя:

«Мы и так потеряли много времени. За этот период Казахстан увел азиатские грузопотоки. Недавно Челябинск презентовал транспортно-логистическую концепцию и тоже планирует перераспределить потоки. Региональные компании уже потеряли объем грузов, а если транспортный коридор пойдет через соседей, у нас останутся грузопотоки только для внутреннего потребления».