Завод «Уральские локомотивы» (СП Группы Синара и концерна Siemens AG) запустил производство скоростных электропоездов «Ласточка». По условиям контракта,серийные поставки для РЖД начнутся в 2015 г.
зам. начальника департамента конструкторских разработок и исследований «Уральских локомотивов»
Выпуск «Ласточки» — итог трехстороннего контракта между Группой Синара, РЖД и концерном Siemens AG, подписанного 7 сентября 2011 г. За пять лет — с 2015 г. по 2020 г. — железная дорога собирается купить у «Уральских локомотивов» 1 200 вагонов электропоезда «Ласточка». Осталось их произвести, испытать и сертифицировать.
В 2012 г. завод поставил железной дороге 120 локомотивов
25 мая в кузовном цехе предприятия начали сваривать алюминиевые панели — крыши, рамы и стены будущих вагонов. Посмотреть, как рабочие собирают 25-метровый кузов электропоезда, съехались представители РЖД, немецкие партнеры Группы Синара, руководители Минтранса, Минпрома, Минрегионразвития РФ и областного правительства. Тонкости процесса им объяснял гендиректор «Уральских локомотивов» Александр Салтаев.
Александр Салтаев (слева) объяснил Денису Паслеру (справа), Вадиму Морозову и Роланду Бушу нюансы клеймения бандажей
По его словам, проект «Ласточка» оценивается в 10 млрд руб. 5,5 млрд руб. Группа Синара и немецкие партнеры инвестируют в 2013 г. В прошлом году предприятие достигло проектной мощности, поставив железной дороге 120 электровозов. С такими объемами «Уральские локомотивы» претендуют на лидерство в сегменте железных дорог с шириной колеи 1 520 мм.
Наверное, больше всех радовался запуску «Ласточки» Дмитрий Пумпянский
Осмотр начали с локомотива «Гранит». Со словами «замминистра транспорта должен посидеть на месте машиниста» г-н Салтаев увлек высоких гостей в кабину локомотива, откуда долетали только обрывки фраз: «мы создали электровоз будущего», «мы обогнали время», «такой подход никогда не применялся в российском машиностроении». Вернувшись на землю, гендиректор признал, что поначалу одной из проблем завода было качество бандажей колесных пар — при горячей маркировке в них появлялось напряжение, приводившее к тому, что бандажи лопались. Выход подсказали специалисты РЖД, предложившие заменить горячее клеймение ударно-точечным.
Финальная обработка колесных пар
Колесные пары показывали на производстве для сборки колесно-моторных блоков. Гендиректор «Уральских локомотивов» рассказал, что с 2011 г. здесь внедряют технологии бережливого производства, увеличившие производительность труда на 15%, а сдачу продукции с первого предъявления — с 80 до 98%. «Но есть одна проблема, — заметил Александр Салтаев, обращаясь к Роланду Бушу, члену правления Siemens AG. — Чтобы при сборке колесной пары насадить на ось тяговый редуктор, нам приходится отправлять весь узел на завод компании Siemens в Санкт-Петербурге. Ось путешествует 2,5 тыс. км туда, затем — обратно, что заметно удорожает производство. Сейчас у завода «Уральские локомотивы» достаточно квалификации, чтобы насаживать редуктор самостоятельно, но специалисты Siemens категорически против. Поэтому я обращаюсь к вам, уважаемый доктор Буш. Проблему нужно как-то решить».
Роланд Буш сказал, что принципиальных возражений у него нет.
Сварщики алюминия шесть месяцев обучались мастерству в Германии
Тем временем в кузовном цехе два робота под присмотром сварщиков клали шов на алюминиевые панели. На вопрос, откуда идут поставки алюминия для вагонов, гендиректор ответил: «Из Китая», прибавив: «Качество достаточно высокое». Затем он предложил гостям взять фломастеры и на сваренной панели оставить напутствия первым пассажирам «Ласточки». Пока гости писали тексты, г-н Салтаев рассказал, что из 300 специалистов, уже принятых на работу (сварщики, слесари-сборщики, рихтовщики, клеевщики и проч.), 165 полгода обучались ремеслу на заводе Siemens AG в городе Крефельде. К 2017 г. штат нового производства увеличится еще на 1 200 человек.
Власть, бизнес и иностранный инвестор запустили технологический процесс
Прежде чем это случится, производство будут достраивать. Сейчас работает первая очередь, пущенная в апреле 2013 г., — кузовной цех, центральный материальный склад и блок для пусконаладки и испытаний железнодорожных составов. Занимают примерно треть производственных площадей. Остальные подразделения появятся к ноябрю, самое позднее — к декабрю 2013 г.
Пока в кузовном цехе собирают первый поезд «Ласточка», другие производства еще достраивают
Рекордные сроки строительства были темой номер один. Фразу «еще год назад на этом месте ничего не было» трижды произнес Александр Салтаев, дважды — президент Группы Синара Дмитрий Пумпянский, еще четыре раза — другие официальные лица (от областного премьера Дениса Паслера до первого вице-президента ОАО «РЖД» Вадима Морозова). Исключением стал Алексей Рахманов, замминистра промышленности и торговли РФ, сравнивший новое предприятие с заводами, эвакуированными на Урал в Великую Отечественную. «Не дожидаясь, когда появятся стены и крыша над головой, они начинали выпускать продукцию, — напомнил г-н Рахманов. — В этом смысле «Уральские локомотивы» повторяют подвиг отцов и дедов».
Михаил Ходоровский (слева) и Александр Петров заглянули в будущее железнодорожного машиностроения
Коробку производственного комплекса, и правда, возвели очень быстро. Первую железобетонную сваю забили в грунт 17 мая 2012 г. 13 июля смонтировали первую несущую колонну, 31 августа — первую ферму. Гостей, которым все это показывали, просили чаще смотреть под ноги («Не забывайте, что стройка продолжается»).
Первые «Ласточки» выпустят в 2014 г.
По плану, первый пятивагонный поезд «Ласточка» подготовят к пусконаладке через год — к маю 2014 г. В 2014 г. новую машину сертифицируют и выпустят шесть поездов, а с 2015 г. «Уральские локомотивы» начнут плановые поставки. Контракт с железной дорогой предусматривает, что завод соберет 240 поездов. Это будет новая модификация «Ласточки» серии ЭС2Г — для перевозок людей на линиях с высоким пассажиропотоком. Локализация производства, которую сейчас оценивают в 55%, увеличится до 80%.
Часы от Якунина получил Анатолий Струннов, зам. начальника департамента конструкторских разработок и исследований «Уральских локомотивов»
«А теперь будем ликовать», — сказал г-н Салтаев, приглашая действующих лиц на импровизированную трибуну. Представитель РЖД под звуки военного оркестра наградил работников «Уральских локомотивов» за вклад в запуск скоростного поезда. Менеджеры получили именные часы от президента РЖД Владимира Якунина, бригадиры — благодарственные письма. Выступая с приветственным словом, г-н Паслер заметил, что производство «Ласточки» позволит загрузить работой поставщиков, в том числе машиностроительные предприятия Свердловской области. Г-н Пумпянский, которому статус предписывал осмотрительность, предупредил: «Работы еще много. Не расслабляться!»
И пообещал хорошие заработки.
ВИП-гостям предложили написать приветствие первым пассажирам «Ласточки»