Времена, когда предприятия предпочитали иностранное оборудование, остались в прошлом, говорят производственники. Теперь при сопоставимом качестве и меньшей цене заводы берут отечественное.
Сложность, однако, в том, что не все российские предприятия готовы расширить производство под растущий спрос. По словам Ильи Колки, главы корпорации «Пумори», выпускающей металлорежущий инструмент, его фирма может увеличить долю рынка не раньше, чем через два года – при условии, что государство даст ей преференции в тендерах.
Игорь Вовк, глава «Урало-Сибирской подшипниковой компании», говорит, что выросший спрос на продукцию саратовского ЕПК, монополиста по многим типам подшипников, поставляющего продукцию для всех отраслей машиностроения, в том числе, для оборонки, уже превысил возможности предприятия, и заказчики снова переходят на импорт.
«Часть поставщиков, видя запрос на низкие цены, предлагают компаниям контрафактные подшипники российских и иностранных производителей, изготовленные в Китае, – рассказывает он. – Мы встречали якобы премиальную продукцию шведской компании SKF в несколько раз дешевле оригинала. Получается, что из-за нехватки денег и ограниченного производства в России потребитель получает товар низкого качества».
У производителей, готовых выдавать больше продукции хоть завтра, проблема в низкой платежеспособности заказчиков. Об этом, в частности, сообщил Дмитрию Медведеву гендиректор Уралвагонзавода Олег Сиенко.
«В 2015 г. металлурги за один месяц подняли стоимость металла от 30 до 60%, – сказал он. – Спроса вообще не было, а теперь мы ещё столкнулись и с этой проблемой. Сейчас мы видим, что в ближайшей перспективе рост стоимости продукции (и без того не востребованной на рынке) произойдёт к такой черте, когда невозможно будет это всё покупать».
Г-н Сиенко предложил государству поддержать субсидиями и производителей железнодорожной техники, и заказчиков – крупные транспортные компании. Несколько раньше с такой же инициативой выступил Дмитрий Пумпянский, председатель совета директоров ТМК и Группы Синара. На одной из встреч в верхах он предложил Владимиру Путину создавать государственные механизмы поддержки спроса. В частности, на трубы и электропоезда, которые выпускают его предприятия. В случае с локомотивами, считает г-н Пумпянский, можно стимулировать РЖД субсидиями из федерального бюджета, компенсирующими процентную ставку по лизинговым платежам.