В Свердловской области каждый день выкидывается до 30 тонн произведенного хлеба, говорится в манифесте Союза хлебопеков. Руководство союза обвиняет в расточительности ритейлеров.
Всего в области производится до 450 т хлеба каждый день. До 12% из них магазины не распродают и возвращают обратно. В результате ежедневно на свалки области отправляется до 30 т хлеба, заявляют представители Союза хлебопеков.
«Возвращенная из торговли продукция не подлежит переработке, так как срок еѐ годности истѐк, а использовать сырьѐ за пределами этого срока запрещено, — говорят в Союзе. — Остаѐтся только эту продукцию отдать на корм скоту или выбросить. В экономическом смысле ситуация абсурдна, с точки зрения морали — преступна. Зерновой баланс страны ежегодно теряет 3 млн тонн высококачественной пшеницы и ржи только за счет неправильного использования, реализации и, соответственно, возврата производителю хлеба и хлебобулочных изделий. Его объем в среднем составляет 8 — 10%. Предприятиям отрасли такая практика ежегодно обходится в 30 млрд рублей фактически выброшенных на ветер, это данные из письма Российского союза пекарей президенту Владимиру Путину».
Председатель областного Союза хлебопеков Владилен Фуфаров рассказывает, что закон не обязывает пекарей забирать нереализованный хлеб; тем не менее, производители добровольно утилизируют собственную продукцию, которую не продали магазины, и, соответственно, берут на себя ответственность за неэффективность закупочной политики и «плохо работающие полки» торговых сетей. Г-н Фуфаров считает, что ситуация была бы иной, если бы в области работали одна-две крупные пекарни, но сегодня здесь трудится несколько сотен небольших и свыше 20 крупных предприятий, поэтому производителю невыгодно настаивать на своей позиции — их контрагенты легко найдут новых поставщиков.
«Торговля не заинтересована в сокращении этих потерь, это ведь потери не их, а производителей, — говорит г-н Фуфаров. — Они могут заказать нам любой объѐм продукции, пускай в два раза больше обычных продаж, и вернуть его потом целиком. Хлеб сейчас весь упакованный, и срок хранения его 3-7 дней. Вполне достаточно, для того, чтобы управлять полками и корректировать заказы. Было бы желание. Но если честно называть вещи своими именами, то все эти потери закладываются в цену для конечного потребителя. Вы просто на миг представьте, что, например, цена автомобиля, стоившего миллион, вдруг поднялась на 100 тысяч просто потому что дилер не справился его продать, и машину выкинули на свалку».
Проблему нужно решать на законодательном уровне, говорит глава Союза. В Госдуме уже не первый год обсуждаются поправки в закон о торговле, которые бы запретили возвраты. Однако до сих пор непонятно, в каком виде они будут приняты.
Автор: Николай Ежов.