Меню

Уральские предприятия заработали на подготовке студентов

Металлурги и машиностроители смирились, что готовых инженеров университеты не выпускают, и занялись подготовкой студентов сами. Первые результаты вселяют в них надежду.

Уралвагонзаводу, строящему цех новейшей военной техники, понадобилось 34 инженера, способных разрабатывать управляющие программы для изготовления деталей. Первую партию из девяти человек, которых предварительно отобрали и протестировали, предприятие отправило на учебу в феврале — все они получат специальность «технолог-программист». Позже к ним присоединятся другие сотрудники УВЗ и выпускники Нижнетагильского машиностроительного техникума, которым подготовка заменит преддипломную практику.
 
Это тот случай, когда технологии меняются в одночасье, а помощи от вуза заводу ждать не приходится.

В инженеры идут не все

Российские работодатели, которым в 2013 г. предложили оценить выпускников технических вузов по пятибалльной шкале, поставили будущим инженерам 3,7 балла. По их мнению, 40% молодых специалистов нуждаются в дополнительном обучении — высшее образование не поспевает за технологиями, внедряющимися в промышленности. Если не предпринимать дополнительных усилий, чтобы этот разрыв сократить, ситуация будет ухудшаться.
 
Источник: DK.RU. Автор: Екатерина Бетнева.
 
По данным вузов, знания физики и математики у половины абитуриентов, зачисленных на инженерные специальности, недостаточны, чтобы усваивать технические дисциплины. По словам Владимира Иванова, завкафедрой экспериментальной физики Физико-технического института УрФУ, в последние годы он наблюдает расслоение средних школ по качеству образования.
 
«Если раньше уровень знаний был примерно одинаков, то теперь требованиям вуза соответствуют большей частью выпускники гимназий и лицеев, а в остальных учебных заведениях планка снизилась», — отмечает он.
 
О том же говорят и результаты олимпиад.
 
«Сегодня всероссийская олимпиада школьников превратилась в своеобразный спорт высоких достижений, — отмечает Юрий Биктуганов, министр образования региона. — В Свердловской области из 40 победителей и призеров этого года только двое школьников не учатся в школах повышенного статуса».
 
Валерий Руденко, генеральный директор ФКП «Нижнетагильский институт испытаний металлов», полагает, что без хороших учителей, которых нет в глубинке, проблему не решить.
 
«Во многих городах уровень подготовки школьников по физике, математике очень низкий уже потому, что не хватает педагогов, — говорит он. — Чтобы подготовить учителя целевым методом, потребуется шесть лет, а потом придется еще выделить ему квартиру и корову. На мой взгляд, для небольших городов проще организовать дистанционное обучение, используя для этого кафедру математики УрФУ и других специалистов, которые могли бы обучать такие классы на высочайшем уровне».
 
Результаты ЕГЭ за 2014 г. показали, что средний уровень оценок по техническим дисциплинам низок. По данным министерства образования Свердловской области, 76% школьников, сдававших экзамен по математике, не набрали 60 баллов, по физике — 85%. В то время как 60 баллов остается пороговым показателем для вузов — учебные заведения, где средний балл по ЕГЭ ниже, министерство образования РФ относит к неэффективным.
 
Средний балл УрФУ по ЕГЭ среди зачисленных по конкурсу в 2014 г. составил 71 (в 2013 г. — 73). Самый слабый абитуриент получил 111 баллов (за три экзамена), самый сильный — 295. При этом около 400 бюджетных мест остались незанятыми. По словам Виктора Кокшарова, ректора УрФУ, учеников, достойных бесплатного обучения, оказалось меньше, чем мог принять университет.
 
По данным УрФУ, самый большой конкурс — 27 человек на место — набрала специальность «Экономическая безопасность». В числе лидеров оказались в основном гуманитарные направления: реклама и связи с общественностью, экономика, международные отношения, туризм, дизайн, психология, журналистика.
 
Среди инженерных профессий пользовались спросом профессии, связанные со строительством уникальных зданий и сооружений и информационными технологиями. По общему мнению, традиционные для Урала отрасли — металлургия и машиностроение — теряют популярность из-за кризисов и рыночных потрясений.

Уравнение с неизвестным Y

По данным рекрутингового агентства HeadHunter, в конце 2013 г. производственная сфера на Урале впервые после кризиса вошла в пятерку отраслей с наибольшим числом вакансий. Работодатели искали (и продолжают искать) механиков, металлургов, энергетиков, технологов и специалистов пищевой промышленности.
 
За год (первое полугодие 2013 — к первому полугодию 2014 гг.) число вакансий для инженеров в Екатеринбурге увеличилось на 9%. В 2014 г. на одну вакансию приходилось в среднем 2,3 резюме, и около 50% соискателей, проявивших интерес к предложениям работодателей, были в возрасте 26-35 лет.
 
Обычно молодые специалисты работают на заводах мастерами производства или помощниками мастера. Со временем при ротации кадров они могут стать начальниками цехов или главными специалистами предприятия.
 
«По решаемым задачам, зоне ответственности и статусу начальник цеха — один из высших уровней управления в компании, — говорит Николай Десятов, начальник образовательного центра ПНТЗ. — Половина начальников основных цехов завода начинала свою трудовую биографию помощником мастера. Но возможности молодых специалистов этим не ограничиваются — они могут заниматься новыми технологиями, планированием производства, продажами, закупками».
 
Однако не все соискатели, рассылающие резюме кадровым службам, приходят на заводы и остаются работать. Многие из них, сравнив предложения работодателей, выбирают затем не инженерные специальности. Рекрутеры считают, что у представителей поколения Y, родившихся в конце 80 х — начале 90 х, ищущих теперь себе занятие в жизни, есть особенности, которые приходится учитывать.
 
Одна из них — неприятие долгосрочных планов, в том числе карьерных.
 
«На производстве, особенно в традиционных отраслях — металлургии и машиностроении, старт карьеры для молодых специалистов непрост, и первое время они получают не самую высокую зарплату — выпускники вуза могут рассчитывать на 20-25 тыс. руб. А повышения по службе можно ждать несколько лет, — поясняет Анна Хвостова, директор уральского филиала HeadHunter. — Тогда как сфера продаж дает возможность более быстрого карьерного и зарплатного роста».
 
«Игреки» ждут, что руководство компании поручит им собственный проект, к которому они могут приступить, не откладывая. Чтобы направить их энергию в нужное русло, Трубная металлургическая компания (ТМК) проводит молодежные научно-практические конференции. За год до этого события молодые специалисты выбирают тему, которую будут разрабатывать, просчитывают инвестиции и экономический эффект. Успешные исследования внедряются затем на производстве. По словам Николая Колбина, руководителя дирекции по персоналу и социальной политике ТМК, проекты молодых специалистов уже принесли компании сотни миллионов рублей.
 
«В частности, предложение выпускницы УрФУ по освоению технологии изготовления двухслойных валков редукционного стана цеха Т 3 из центробежной заготовки ООО «МЛЗ» предполагает экономический эффект в 12 млн руб., — говорит он. — Другой проект, связанный с оптимизацией металлоиспользования при прокате труб, обещает экономию 19 млн руб. в год».
 
Корпорация «Уралвагонзавод» пошла еще дальше, начав сотрудничать с компанией Wargaming, производящей онлайн-игру World of Tanks (мировая аудитория — 7 млн человек). На УВЗ игру считают хорошим маркетинговым инструментом. Главная цель договора — продвижение военной техники, которую производит завод. Но, как сообщил DK.RU Алексей Жарич, замгендиректора УВЗ по взаимодействию со СМИ, есть и другая задача — привлечь самих игроков World of Tanks к работе на предприятии в качестве производственников и инженеров конструкторов.
 
Результаты эксперимента пока неизвестны.

Последняя линия обороны 

Как обучать инженеров, в масштабе страны решал Совет по науке и образованию при президенте РФ в июне 2014 г. Месяцем позже его рекомендации обсудили участники Совета главных конструкторов Свердловской области, местный Союз промышленников и предпринимателей и руководители вузов. Из замыслов и концепций, высказанных ими, родилась программа «Уральская инженерная школа», рассчитанная на двадцать лет — с 2015 по 2034 гг. Чтобы областной бюджет, который будут верстать в сентябре, начал финансировать программу с будущего года, ее разработчикам пришлось выделить часть мероприятий в отдельный раздел, его утвердят в срочном порядке. Расходы на программу еще не подсчитали, но, судя по размаху, речь идет о миллиардах. Помимо собственных денег регион рассчитывает на средства федерации и предприятий, заинтересованных в квалифицированных ИТР.
 
Краеугольный камень «Уральской инженерной школы» — в том, что профориентацией нужно заниматься с младших классов, а лучше — с детского сада. О том, как усилить техническую подготовку школьников, думали специалисты областного министерства образования. По их мнению, подтянуть теоретическую часть можно за счет участия детей в олимпиадах — при условии, что доступ к соревнованиям получат не только гимназии, но и обычные средние школы.
 
Примером должна стать областная губернаторская олимпиада по математике, физике, химии, информатике и биологии для учащихся с шестого по девятый класс.
Одновременно в регионе будут создавать центры научно-технического творчества, в том числе такие, где дети смогут освоить практические навыки.
 
«Такие центры позволят учащимся школ познакомиться с профессиональной деятельностью сразу по нескольким специальностям, — поясняет Юрий Биктуганов. — Для кого-то это станет стимулом, чтобы получить востребованную рабочую профессию, а будущие инженеры познакомятся с технологиями, применяемыми в соответствующих отраслях. Например, инженеры-строители могут на практике изучать работу каменщика, арматурщика, монтажника инженерных систем или отделочника».
 
Одним из пилотных проектов станет центр дополнительного образования, включающий станцию детского технического творчества по направлению «Материаловедение», где будущих металлургов и механиков планируют знакомить с металлами, композитными материалами и способами их обработки. Помещение для образовательного центра площадью 3 700 кв. м нашли на Химмаше — это бывшее здание техникума химического машиностроения на ул. Черняховского, 32. Для его реконструкции и оснащения оборудованием понадобится 220 млн руб.
 
 
Чтобы ликвидировать разрыв между теорией и практикой в вузах, авторы программы рекомендовали интегрировать образовательные учреждения с крупными промышленными компаниями — потенциальными работодателями будущих выпускников. Цель — разработка учебных программ на базе профессиональных стандартов предприятия. Для этого вуз создает базовые кафедры на территории предприятия-партнера, призванные погружать преподавателей вуза в производственные дела и привлекать ведущих практиков к работе со студентами.

Образованию вернули смысл

Успешным примером такой интеграции считают Технический университет УГМК, который начал работать год назад в Верхней Пышме.
 
«У человека, окончившего высшую школу, не должно быть сомнений по поводу своих компетенций, — пояснил Андрей Козицын, гендиректор УГМК. — А если он выходит на работу и снова начинает учиться, практический смысл образования теряется. Наша задача — его вернуть».
 
Этот тезис развил Евгений Куйвашев, приезжавший в начале сентября в Пышму на открытие лабораторного комплекса. На совещании, где производственники и ректоры вузов под его руководством решали судьбу технического образования, губернатор сказал:
 
«Если раньше молодой специалист приходил на предприятие и ему объясняли, как работать на оборудовании, то выпускник Технического университета УГМК будет обучать на производстве всех остальных. В этом — главный принцип уральской инженерной школы».
 
По словам Николая Колбина, ТМК помогает обучать студентов на производстве и участвует в разработке новых образовательных программ для базовых вузов — УрФУ и Московского института сталей и сплавов. Работников с начальным и средним профессиональным образованием компании поставляют техникумы в Каменске-Уральском и Полевском. А с 2013 г. специалисты ТМК читают лекции в вузах, которые готовят специалистов для нефтегазовой отрасли — основного потребителя труб.
 
Продуктивность корпоративных программ, связанных с популяризацией инженерного образования, г н Колбин считает высокой. По его словам, на Синарском трубном заводе (СТЗ) сейчас работает 255 человек 1991-1994 гг. рождения (в том числе инженеров), из которых в подшефных школах обучалось 130 (53%).
 
«Как показывают результаты анкетирования школьников и их родителей в Полевском городском округе, где расположен СТЗ, большинство учащихся стали лучше ориентироваться в ситуации на местном рынке труда, — говорит он. — Благодаря профориентации СТЗ их потребности в образовании в основном совпадают с потребностями рынка. Одна из главных задач таких проектов — создать учащимся и студентам условия для развития инженерного мышления, помочь им изучить принципы работы механизмов, повторяющих модели производственных агрегатов и машин».
 
 
В 2014 г. Группа ЧТПЗ вместе с металлургическим колледжем и УрФУ разработала программу подготовки инженеров, которая, по замыслу руководства компании, позволит учесть потребности Первоуральского новотрубного завода в специальных компетенциях инженеров. Специалисты-техники, обучавшиеся по заводской программе «Будущее белой металлургии», теперь могут получить высшее образование. Поскольку часть дисциплин студентам уже знакома, степень бакалавра им могут присвоить через три года и два месяца.
 
«Благодаря соглашению ПНТЗ, ПМК и УрФУ нашей компании удалось реализовать проект непрерывного образования «колледж-вуз» по сквозным интегрированным программам, — поясняет Николай Десятов. — Высшее образование выпускники школ могут получить через пять-шесть лет, а полноценно работать на производстве — с третьего-четвертого года обучения».
 
Чтобы число корпоративных университетов росло, считают промышленники, государству стоит компенсировать предприятиям часть затрат на обучение студентов, например за счет субсидий или налоговых льгот. Эти вложения окупятся.

Инженеры хотят комфорта и громкого имени

Весной-летом 2014 г. в Екатеринбурге было проведено исследование среди выпускников вузов с инженерным образованием, работающих инженеров и нанимающих их представителей бизнеса на тему факторов мотивации персонала и состояния рынка труда в инженерной сфере. В исследовании приняло участие порядка 900 инженеров и более 130 работодателей, нанимающих специалистов тех же профилей. По наблюдению респондентов, факторы мотивации инженерных кадров не претерпели за последние годы серьезных изменений. Однако технические специалисты стали более требовательны к условиям труда и все чаще выбирают работодателей не только по уровню заработной платы, но и по дополнительным бонусам и бренду работодателя.

 
При этом зарплаты у инженеров в Екатеринбурге за последние полтора года практически не растут. Неожиданным эксперты называют относительное снижение интереса молодых специалистов к возможностям карьерного роста как фактора мотивации. Среди основных проблем рынка труда в этом сегменте представители бизнеса называют сложности с мотивацией молодых специалистов на начальном этапе их вхождения в профессию и низкое качество отечественного образования, слабо интегрированного с производственными потребностями компаний.
 
 
Автор: Михаил Старков.