С изменением правил прохождения техосмотра в области возник дефицит талонов и пунктов ТО. Крупные страховщики учат агентов оценивать техсостояние авто на вид и сразу после этого оформлять ОСАГО.
На конец января в Свердловской области аккредитацию прошли 93 из 116 коммерческих пунктов ТО. Причем глава регионального управления ГИБДД Юрий Демин сообщил: ни одного оператора нет в Ивделе, Красноуфимске, Нижних Сергах и Туринске. Но главное, не всем аккредитованным станциям хватило бланков техосмотра – 68,5 тыс. талонов, которые имелись в ГИБДД, распределены между 38 точками. В Екатеринбурге талоны получили всего шесть станций. Остальные – простаивают и терпят убытки. Талонный кризис спровоцировал огромные очереди на пунктах ТО. Уральский полпред Евгений Куйвашев потребовал выправить ситуацию к 21 января. Как уточнил на совещании регионального правительства замначальника областного управления ГИБДД Алексей Габдрахманов, для бесперебойной работы станций техосмотра региону необходимо порядка 830 тыс. бланков.
Напомним, с 1 января талон техосмотра нужен автовладельцам только чтобы оформить полис ОСАГО – контроль ТО не входит в компетенцию ГИБДД. Власти отдали его в руки аккредитованных коммерческих пунктов. Отслеживать процесс, принимать заявки от новых участников и разбирать жалобы по нарушениям начал Российский союз автостраховщиков (РСА).
Между тем перебои на станциях техосмотра сказываются и на работе страховых компаний по ОСАГО – им приходится ждать, пока клиенты пройдут ТО. Часть страховщиков нашли необычный выход, пользуясь тем, что закон разрешает им проводить первичный осмотр автомобилей. Как стало известно «ДК», СК «Росгосстрах» даже описала новый порядок работы по заключению договоров автогражданки в специальной инструкции для агентов. ОСАГО менеджеры «Росгосстраха» выписывают после поверхностного осмотра машины. «Агент проводит визуальный осмотр тормозных шлангов в колесных нишах и в подкапотном пространстве. Оценивает симметричность, цвет и целостность передних и задних фар, проверяет, работают ли в них лампы. Проверяет работу задних стоп-сигналов и габаритных огней. Смотрит, есть ли и работают ли стеклоочистители. Замеряет глубину рисунка протектора – она должна быть не менее 1,6 мм. Проверяет, чтобы на лобовом стекле не было трещин», - описывает порядок работы сотрудника «Росгосстраха» инструкция.
Как уточнил начальник отдела автотранспортного страхования филиала «Росгосстраха» по Свердловской области Антон Козлов, компания не будет отслеживать, прошел ли страхователь полный техосмотр: «Мы лишь напоминаем клиентам, что прохождение ТО – процедура обязательная. По ее результатам составляется диагностическая карта, полностью заполняется бланк талона».
Гендиректор СК «Северная казна» Александр Меренков считает, что нововведение может создать проблемы в будущем, если автовладельцы получат ОСАГО, но не пройдут полноценного ТО. «Нет гарантии, что при ДТП удастся получить страховую выплату. Владельцу автомобиля могут сказать, что первичный ТО никакой силы не имеет, что данные о состоянии машины агент записал с его слов, и что авария произошла по причине технической неисправности авто», - говорит Александр Меренков.
Представители коммерческих пунктов техосмотра считают, что дефицит талонов ТО будет снят до конца января. Как сообщили «ДК» в компании «Автотест», на прошлой неделе операторов ТО собирали в региональном Минтрансе, где они подписали трехсторонние договоры с РСА и фабрикой «Гознак». «После того как все внесут деньги (печать одного талона стоит 32 руб.), фабрика отправит им бланки. Пока же союз автостраховщиков временно разрешил выдавать уральским водителям полисы ОСАГО по диагностической карте. Так что очередей больше не будет», - пояснил сотрудник «Автотеста».
По словам г-на Меренкова, если бы коммерческие пункты осмотра не замешкались с аккредитацией в РСА, талонного кризиса бы не возникло. «От них требовался минимум – выслать пакет бумаг в Москву, после чего РСА включал их в реестр операторов. «Гознак» печатает бланки за десять дней », - поясняет Александр Меренков. По его словам, станции техосмотра, которые вовремя прошли все процедуры, начали работать сразу после новогодних праздников. Остальные спешно наверстывают упущенное. «До конца января у них есть все шансы получить талоны ТО», - прогнозирует г-н Меренков.
Операторы техосмотра ссылаются на неразбериху с ведомствами: приказы Минэкономразвития об аккредитации операторов, Минфина – об обеспеченности талонами станций техосмотра и постановление правительства РФ по минимальной обеспеченности операторами регионов вышли в самую последнюю неделю 2011 г. «Причина талонного кризиса именно в этом аврале. Требования к техническим экспертам вступили в силу тоже только в конце декабря, и мы тут же направили сотрудников на обучение. Только когда они его пройдут, сможем аккредитоваться. Пока же работаем без аккредитации РСА. Но мы и без нее вошли в реестр операторов ТО – у нас был договор с ГИБДД», - рассказал представитель «Автотеста». И добавил: в будущем власти планируют полностью отказаться от бумажных талонов – их заменят электронные бланки, которые будут заноситься в единую базу данных. К ней получат доступ операторы техосмотра, страховщики и ГИБДД. Виртуальная система начнет работать с 1 января 2013 г.