В стране запретили разливать спиртное в пластиковые бутылки объемом больше 1,5 литров — новация вступит в силу в 2017 г. Уральские эксперты ждут падения в сферах пивоварения и упаковки.
В конце июня российский президент подписал поправки в закон о производстве и обороте алкоголя. Согласно документу, с начала 2017 г. производить спиртное в полимерной потребительской таре объемом больше 1,5 литров будет нельзя. Торговать такими бутылками в рознице станет незаконным с 1 июля 2017 г.
Уральские эксперты констатируют: производители крепкого алкоголя и вина новацию не почувствуют, а вот пивоварам придется сложно. Гендиректор компании «Уралторгсервис» (оптовый поставщик алкоголя) Александр Корякин пояснил DK.RU:
«Процент пластиковой тары свыше 1,5 литров от всех емкостей, используемых при розливе крепких напитков, мизерный. При производстве вина я давно не видел, чтобы задействовали пластиковую тару — там есть разве что тетрапаки, покрытые картонными коробками. Поэтому новация на этих рынках никак не отразится – ни на объеме продаж, ни на спросе. В большей степени изменения затронут рынок пива».
Свердловский бизнес-омбудсмен Елена Артюх также прогнозирует: принятое ограничение повлечет падение в сферах пивоварения и упаковки.
«Моя личная позиция: любые ограничения, связанные с предпринимательской деятельностью, должны приниматься взвешенно и осторожно. Попытки достичь уменьшения употребления алкоголя через ограничение возможностей его легальной покупки приводит к расширению возможностей перетока декалитров в контрафактную зону, к снижению легального оборота и сокращению рабочих мест, поступлений в бюджет. Законодательное ограничение объема упаковки не равно уменьшению количества употребления слабоалкогольных напитков. Последствием такого ограничения может стать увеличение употребления крепкого алкоголя», — пояснила г-жа Артюх.
И добавила: к ней за поддержкой обратились представители объединения пивоваров. Бизнес-омбудсмен уже подготовила обращение к уполномоченному при президенте РФ по защите прав предпринимателей Борису Титову.
Союз российских пивоваров, представляющий интересы компаний, выпускающих более 85% пива в России, считает, что установленный законом предельный объем потребительской пластиковой упаковки в 1,5 литра является минимально допустимым для выживания отрасли. Это ограничение жесткое, но все же позволяет производителям пива и смежным отраслям постепенно адаптировать производственные процессы к новым требованиям.
Отметим, что ранее директор по корпоративным отношениям Heineken в России Кирилл Болматов констатировал: рынок пива продолжает сокращаться. По данным Росстата, за период с 2008 по 2014 гг. объем производства пива в РФ упал более чем на 30%, за последние годы закрылось 10 крупных пивоваренных заводов. Одним из основных факторов давления на рынок г-н Болматов называл избыточное регулирование, которое проявляется в ограничениях производства, оборота и рекламы пива, несбалансированной акцизной политике, существенном сокращении мест и времени продаж.