Уральские предприятия, связанные с импортом-экспортом, приспосабливаются к новым условиям в экономике. Опрошенные DK.RU бизнесмены признались, что кризисы заставляют их искать нестандартные решения.
Юрий Ступак, президент логистической компании «Лорри»
Дальнейшие перспективы пока непонятны. Думаю, в течение первого квартала заказчики примут решение, как работать с зарубежными странами. Есть опасение, что при нынешнем курсе евро поток грузов из Европы иссякнет: действующие контракты приостановят, а новые заключать не станут. Компании, способные без ущерба заменить импортную продукцию российской, безусловно, сделают это.
То же самое ждет перевозки из Китая — пока две страны не договорятся перейти в расчетах на рубли и юани, товарооборот между ними будет затухать. Но мы рассчитываем на лучшее.
Виктор Афанасьев, генеральный директор машиностроительной компании «Проммаштехнология»
Но когда заказчики выбирают между сопоставимым китайским и российским оборудованием, наше оказывается вполне конкурентоспособным. Если цены на металл не будут расти, у российских производителей появится шанс увеличить рынок сбыта. Главное, чтобы заказчики понимали: закупая импорт, они уменьшают денежный поток в стране.
Другое дело, что реконструкций и инвестпроектов, требующих технического перевооружения, стало гораздо меньше. В этом плане наш бизнес очень рискован: число заказов растет, когда индустрия развивается. Сейчас этого не происходит.
Сергей Рявкин, президент ГК «Дэнас»
Бизнес в России, связанный с производством медицинской техники, доставляет больше хлопот: стоимость импортных комплектующих растет с колебаниями валютного курса. Мы бы и рады заменить их российскими, но в стране не осталось предприятий, которым под силу их поставлять. Продажи медтехники в Казахстане и Белоруссии по итогам 2014 г. выросли, а на Украине — упали более чем вдвое. С нового года украинцы ужесточили ввоз товаров, ввели новые налоги. Но самый сложный период на Украине, думаю, мы пережили. Хуже, наверное, не будет.
Игорь Вовк, директор Урало‑Сибирской подшипниковой компании
Причина — в несогласованных действиях отдельных служб. Снабженцы говорят: «Мы получаем деньги за то, что обеспечиваем заявки механиков: убеждайте их приобретать другие марки». А механики денег не считают. Впрочем, есть позиции, которым действительно непросто найти замену. Китайскую продукцию стараемся не брать, а ассортимент российских заводов узок.
Часть производителей подшипников в России в конце 2014 г. приостановила торговлю, другие бросились поднимать цены. Многие пересматривают даже условия контрактов, по которым уже получили 50% денег — перекладывают риски на плечи заказчика. Мы в таких случаях продаем изделия по старой цене, полагая, что обязательства нужно выполнять, даже за счет своей прибыли. Препятствий к росту продаж в 2015 г. пока не видим.
Александр Востротин, совладелец Березовского фармацевтического завода и аптечной сети «Живика»
В рознице цены уже выросли в конце прошлого года и еще увеличиваться, скорее всего, не станут. Зато повысятся затраты на открытие новых аптек — наверное, тоже на 30%. Но кризис — это и новые возможности развивать бизнес. Поэтому мы не станем сворачивать планы, связанные с расширением своей аптечной розницы в Екатеринбурге и Челябинске, а просто увеличим бюджет.
Максим Пузанков, президент ГК VISTA
В свою очередь, стабилизация спроса зависит не от нас, а от макроэкономических показателей: от того, как будет вести себя курс рубля, какая будет денежно‑кредитная политика в стране. Мы можем искать лишь точки внутренней стабилизации. В первую очередь это оптимизация затрат: сокращение расходов на рекламу и маркетинг, на аренду помещений, урезание зарплатного фонда. При достижении внутренней стабильности, когда доходы как минимум сравняются с расходами, можно думать о точках роста и о развитии бизнеса.
Но проблема еще в том, что непонятны ни природа, ни глубина нынешнего кризиса. Мы впервые столкнулись с ситуацией, когда есть риски не только экономического характера, но и политического. Вплоть до запрета выезда за рубеж для госслужащих или вообще до перспективы «железного занавеса». Спрогнозировать, как будет развиваться ситуация, крайне сложно. А когда нет четкого прогноза, нет смысла вкладывать деньги в продвижение и развитие. Потому что все может закончиться одним росчерком чьего‑то пера.
Владимир Копылов, генеральный директор группы компаний «Стройтэк»
В строительстве жилья мы работаем только с отечественными поставщиками. Есть и собственное производство светопрозрачных конструкций.
Но мы тоже столкнулись с тем, что большинство отечественных поставщиков серьезно подняли цены. На 10-20% подорожали почти все материалы: черные и цветные металлы, сухие смеси и другие отделочные материалы. Соответственно, ищем способы оптимизации расходов (в принципе, мы всегда этим занимались, так как закупаем все через тендеры). При этом мы все же надеемся сохранить пул постоянных партнеров.
Неизбежное повышение цены строительных материалов, конечно, отразится на себестоимости квадратного метра. В цене продажи жилья нам придется искать баланс — как и другим застройщикам. В закупках компания установит самый нижний ценовой уровень. А цену продажи установит рынок. В итоге то, насколько изменятся цены на жилье, сегодня прогнозировать трудно. Как и другие игроки рынка, мы ожидаем снижение спроса — не в последнюю очередь по причине удорожания и снижения объемов банковского ипотечного кредитования. Поэтому думаю, сильного роста цены 1 кв. м в этом году не произойдет.
В 2015‑м мы корректируем объемы строительства. А также с большим вниманием подходим к выбору новых участков. Приоритет будет за проектами с наибольшей вероятностью высокого платежеспособного спроса.
Увеличение банками ставок ипотечного кредитования — также объективная реальность. Тем не менее мы намерены продолжить сотрудничество со всеми стратегическими партнерами. Это в первую очередь крупные федеральные банки: ВТБ, Банк Москвы, Сбербанк, Газпромбанк, где ставки пока самые низкие.
Что касается проблемы удорожания кредитных ресурсов, то какие-либо дополнительные источники финансирования, помимо собственных средств, мы, как и ранее, не используем. Всегда беремся только за проекты, которые нам по карману. И в этом году не станем изменять этой традиции.
Илья Колка, президент корпорации «Пумори»
Загвоздка в том, что основной потребитель — это государственные предприятия, предпочитающие покупать у иностранцев. Мы тоже участвуем в тендерах, но понимаем: если заказчик заранее договорился с поставщиком, он найдет способ обойти закон. Иногда нас честно предупреждают: «В вашем инструменте не нуждаемся». В мирное время такую позицию еще можно понять: есть деньги — покупай иностранное. Но экономика в кризисе, и руководство страны призывает к импортозамещению.
На мой взгляд, это значит, что нужно быстро (Госдума это умеет) изменить законы о конкурсных закупках, предусмотрев преференции для российских производителей. Вместе с заказами наши предприятия получат возможность расширять и совершенствовать свой ассортимент. «Пумори» бы в такой ситуации за два года увеличила свою долю рынка до 50%, удовлетворив потребности крупнейших заказчиков. За примером далеко ходить не надо: государственные структуры в Казахстане должны в первую очередь покупать конкурентные товары местных компаний, даже если их цена несколько выше. Российских производителей это бы тоже устроило.
Алексей Гущин, генеральный директор Управляющей компании «AVS Девелопмент»
Что касается замещения импортных материалов, наибольшая потребность в них связана со строительством ЖК бизнес‑класса «МонтеКристо» в центре Екатеринбурга. Объект такого уровня предполагает обязательное использование качественных и статусных комплектующих: лифтов, фасадных материалов, инженерных сетей — они импортные. Но этот жилой комплекс — уже на высокой стадии готовности, практически все необходимое закуплено и поставлено. Поэтому рост валют не отразится на цене этих квартир и коммерческих помещений.
Вообще, любые кризисные периоды — максимально интересное время для развития бизнеса. Все мы начинаем мыслить иначе, появляются нестандартные предложения, которые в дальнейшем приносят хорошие дивиденды. Например, когда при покупке готового коттеджа в подарок можно получить годовую аренду офиса в бизнес‑центре, соболиную шубу или снегоход, или другой альтернативный бонус.
Изменения в сотрудничестве с банками не заставили себя ждать. Если раньше банки заходили в проект, проверяли его, проект получал аккредитацию до момента реализации, то в начале 2015 г. банки устроили «экзамен» ранее аккредитованным проектам. В основном смотрели на уровень готовности объекта, репутацию и опыт команды. Наши проекты прошли переаккредитацию — подтверждены все ранее согласованные заявки и определены новые условия сотрудничества.
Подготовили: Александра Прыткова, Оксана Сергеева, Михаил Старков