Меню

Уральский бизнес заработал на футболе больше 20 млрд руб. / СПИСОК

В Екатеринбурге подводят официальные итоги чемпионата мира по футболу. По предварительным подсчетам, уральскому бизнесу удалось неплохо заработать. DK.RU публикует основные цифры и «золотые жилы».

В Екатеринбурге подводят официальные итоги чемпионата мира по футболу. По информации городского комитета по организации значимых общероссийских и международных мероприятий, в дни игр в уральский мегаполис приехали более 100 тыс. человек, в областном центре развития туризма подсчитали: в екатеринбургских гостиницах и хостелах остановились свыше 158 тыс. человек, основная часть гостей находилась в городе по 3-5 дней. Отмечается, что по статистике, в среднем регион посещают ежемесячно около 7,5 тыс. иностранцев, а в июне-2018 этот показатель вырос в восемь раз.

По словам главы комитета по организации значимых общероссийских и международных мероприятий Анны Байчибаевой, по итогам ЧМ город получил преобразившуюся часть центра, которая примыкает к стадиону:

По сути, там появилась новая комплексная рекреационная зона, включающая в себя и пешеходные бульвары, и спортивные площадки, не говоря уже о новой транспортной развязке, которая была крайне необходима. Кроме того, у нас остаются тренировочные базы, которые перейдут в распоряжение детских спортивных школ и будут представлять собой спортивные кластеры. Нельзя не сказать о фан-зоне, которая преобразила часть ЦПКиО: туда были заведены слаботочные сети, электрика, водопровод — это основа, на которой строится любое массовое мероприятие. 

Еда и выпивка

Уральский бизнес тоже подсчитывает плюсы от мундиаля, хотя ранее предприниматели опасались, что чемпионат мира по футболу обернется для них, скорее, неприятностями, чем выгодой. Однако бары и кафе Екатеринбурга фиксировали значительный рост прибыли, писал DK.RU. По оценкам экспертов Уральского банка Сбербанка, исследовавших транзакционную активность почти 450 заведений города, в период проведения мирового футбольного первенства прирост среднедневного оборота на одно заведение составил 234% по сравнению с аналогичным показателем месяцем ранее. 

Так, у бара «Американка» на ул. Вайнера, который стихийно стал негласной штаб-квартирой болельщиков, во время чемпионата проходимость выросла с несколько сотен до нескольких тысяч человек в день, а выручка увеличилась в 2-2,5 раза. О наплыве гостей сообщали представители и других заведений в центре города.

Исследование транзакционной активности клиентов в городах, принимавших матчи чемпионата мира по футболу, проводил и ВТБ. Аналитики рассказали, что средний чек в период ЧМ-2018 составлял 1,7 тыс. руб. Среди городов по объему трат лидером стала Москва, где было произведено транзакций на 16,2 млрд руб. Вторым в списке оказался Екатеринбург — здесь во время группового этапа объем транзакций достиг 211 млн руб. 

Поля и дороги

Больше всего заработать удалось компаниям, участвовавшим в крупных проектах, инициированных специально к ЧМ. Известно, что 12 млрд руб. из федерального бюджета получила «Синара-Девелопмент», на эти деньги компания полностью изменила Центральный стадион, увеличив его вместимость до 35 тыс. мест, передает Znak.com. Заработать на стадионе удалось и десяткам других игроков, выигравших аукционы на миллионы и сотни тысяч рублей. Например, есть контракт на 197 млн руб. на контроль за тем, как шла реконструкция стадиона, который получила АНО «Арена-2018. 

Отдельно шло благоустройство территории у Центрального стадиона: два контракта на 87 и 29 млн руб. выиграла компания «Лев» из Горного Щита. Деньги ушли на обустройство тротуаров, озеленение площадки, установку малых архитектурных форм. Эта же фирма получила контракт на ремонт пешеходной части проспекта Ленина на участке от улицы Максима Горького до набережной Рабочей Молодежи в центре города. Не обошлось без проблем: к реконструкции набережной Городского пруда возникли претензии, почти сразу после завершения работ уложенная плитка начала крошиться. Подрядчику пришлось экстренно переделывать работы за несколько дней до чемпионата. 

Также мундиаль оказался полезен дорожникам, отмечает издание. Самым крупным объектом стала большая реконструкция улицы Татищева и соединение ее с проспектом Ленина в Екатеринбурге. Основной контракт на 4,3 млрд руб. выиграл трест «Уралтрансспецстрой». К ЧМ-2018 в Екатеринбурге также строили дорогу вокруг города в сторону Перми, на участке у поселка Медный. Три контракта на 827,5 млн, 298 млн и 163,8 млн рублей также выиграл «Уралтрансспецстрой». Еще один большой аукцион был объявлен на ремонт проспекта Ленина от улицы Московской до 8 Марта. Контракт на 398 млн рублей получила компания «Атомстройкомплекс», однако без скандала тоже не обошлось: мэрия приняла не все работы, подрядчик вины не признал и заявил, что компания в кратчайшие сроки сделала практически невозможное. В итоге застройщик подал на МУП «Городское благоустройство» иск в суд.

Лифты и шоу

Под ЧМ-2018 в городе также ремонтировали значимые социальные объекты — это тоже была возможность для заработка на госконтрактах. Так, капитально отремонтировали здание главного корпуса ГБУЗ СО «ОДКБ № 1». Контракт на 1,7 млн руб. на замену лифтов получил уральский лифтостроительный завод «Вертикаль». Еще один контракт в рамках подготовки к ЧМ — реконструкция водовода по улице Репина. Контракт на 97 млн рублей из горбюджета получило управление ЖКХ администрации Екатеринбурга. 

Большая часть госзакупок касалась организации фестиваля болельщиков в фан-зоне FIFA в Екатеринбурге. Саму фан-зону в ЦПКиО им. Маяковского за 120 млн руб. строило и отремонтировало «СМУ № 5». Многие контракты, связанные с организацией фестиваля болельщиков, заключались с единственным поставщиком. Например, так были организованы концерты исполнителей, которые развлекали гостей фан-зоны: выступления «Дискотеки Авария» (контракты на 3,6 млн руб.) и IOWA (2,3 млн руб.) провела компания «Эмоушен Маркетинг Групп ПРЕМЬЕР». 

На организации фестиваля болельщиков небольшие суммы смогли заработать многие маленькие фирмы и индивидуальные предприниматели, пишет Znak.com. Баннеры для фан-зоны по контракту за 1,6 млн руб. делал ИП Дмитрий Попов, ряд развлекательных мероприятий суммарно на 428 тыс. руб. провел предприниматель Антон Писчиков. Мероприятие Family weekend за 744 тыс. руб. организовала ИП Мария Швецова. Подземный переход перед ЦПКиО по контракту на 227 тыс. руб. расписывал уличный художник Дмитрий Чабанов. В целом уральским компаниям удалось заработать на ЧМ-2018 несколько десятков миллиардов рублей.

Любопытно, что в 2013 г. издание «Деловой квартал» и портал DK.RU проводили в Екатеринбурге бизнес-форум «Будущее города», который был посвящен мундиалю: на тот момент у бизнес-сообщества и властей не было четкого понимания о грядущем взаимодействии при подготовке мегаполиса к играм, а время поджимало. В итоге главная цель — вывести тему чемпионата в поле публичной дискуссии, собрать основных действующих лиц для разговора глаза в глаза — была достигнута. Бюджеты, объекты и планы — озвучены (на деле не все оказалось таким, как планировалось), и представители бизнеса тогда получили представление, как изменится город и какие есть возможности включиться в подготовку к чемпионату.

Напомним, мундиаль проходил на 12 стадионах в 11 городах России с 14 июня по 15 июля 2018 г. В Екатеринбурге состоялись четыре матча группового этапа: Египет — Уругвай, Франция — Перу, Япония — Сенегал и Мексика — Швеция.