Бизнес будет получать кредиты по фиксированной ставке, сколько бы они ни стоили на рынке: в 2019 г. объем поддержки уральского бизнеса вырастет в разы. Но так ли просто получить эти деньги?
По оценкам министерства инвестиций и развития Свердловской области, сегодня доля малого и среднего предпринимательства в объеме валового регионального продукта составляет 31,2%, в сфере МСБ занята одна треть экономически активного населения нашей области — 640 тыс. человек. «Развитие этого сектора бизнеса — один из приоритетов для региона: малые предприниматели чутко и оперативно реагирует на новые запросы рынка, на изменение экономической ситуации, они создают рабочие места и выводят на рынок новые продукты. Именно в этом секторе много свежих идей, решений и инноваций», — отмечают в Мининвесте.
Однако небольшим предприятиям регулярно не хватает денег на развитие. Согласно исследованию DK.RU и Райффайзенбанка, доступность финансовых ресурсов на срок более пяти лет остается гораздо ниже, чем краткосрочных кредитов. Предпринимателям часто не хватает также и экспертной поддержки.
Эти проблемы, а также ряд других, призван решить нацпроект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».
Помогать предпринимателям — как начинающим, так и давно работающим на рынке — планируют за счет займов и кредитов по льготной ставке, поручительств по кредитам, а также благодаря консультацияи, обучающим программам. В Свердловской области этот нацпроект курирует Мининвест, а главный исполнитель — областной фонд поддержки предпринимателей (СОФПП).
Как получить дешевые деньги на длинный срок
За счет запуска нацпроекта МСП размер средств, выделяемых на поддержку малого и среднего бизнеса, в этом году увеличили в разы.
Также благодаря нацпроекту были снижены ставки по займам и кредитам. Сейчас СОФПП выдает займы для малого и среднего бизнеса по ставке от 7,25% на сумму до 5 млн руб. Банки выдают кредиты по федеральной программе под 8,5%.
Помимо займов предприниматели могут также получить поручительство СОФПП по кредитам, которые привлекают в банках:за первые шесть месяцев 2019 г. под поручительство фонда предприниматели получили кредиты на сумму 2,6 млрд руб.
Фонд также оформляет поручительства по программе льготного кредитования «8,5%» на срок до 10 лет и выступает гарантом возврата предпринимателями сумм до 50 млн руб. Если бизнесу необходимо больше, то можно оформить поручительство Корпорации МСП. По программе «8,5%» можно привлечь до 1 млрд на инвестиционные цели на срок до 10 лет и до 500 млн руб. — на пополнение оборотных средств на срок до 3 лет.
Все шесть лет нацпроекта Минэкономразвития предполагает финансировать реализацию программы льготного кредитования — бизнес будет получать кредиты в прошедших отбор банках по фиксированной ставке 8,5%, сколько бы деньги ни стоили на рынке. Предприниматели всегда жаловались на дефицит недорогих и длинных денег, и эта проблема в принципе решена, — говорит Валерий Пиличев.
В прошлом предприниматели нередко жаловались на большое количество документов, которые необходимо заполнять для господдержки. Сейчас в фонде частично решили эту проблему: за два года объем документов, которые необходимо собрать, например, на получение займов, сократился более чем вдвое.
«Постепенно мы движемся к тому, чтобы от подачи заявки до получения денег проходило максимум 3-5 дней. Сегодня по этим срокам получить одобрение может не каждый предприниматель, но один из пяти точно. Для остальных процесс идет дольше. Это связано, во-первых, с тем, что по некоторым заявкам требуется прояснить какие-то моменты, соответствено, важно оперативное реагирование предпринимателей. Во-вторых, причина кроется в наших бизнес-процессах: по каждой заявке необходимо выехать к заявителю», — поясняют в СОФПП. И добавляют, что в последнее время объемы заявок увеличились более чем вдвое, и специалисты не всегда успевают.
Мы поставили себе задачу оптимизировать бизнес-процессы. Уже работает технология «кредитный конвейер», которая сокращает сроки экспертизы заявок, — комментирует г-н Пиличев.
Помимо сокращения времени рассмотрения заявок, «кредитный конвейер» позволяет сократить объем запрашиваемых документов, так как справки из ФНС, Росреестра, УФМС теперь будут подгружаться автоматически. Но совсем отказаться от бумажного документооборота и отчетов в фонде не могут, так как отвечают за возврат выданных бюджетных средств.
Как работают нацпроекты: примеры поддержки
Одним из получателей поддержки СОФПП стала портновская мануфактура SHISHKIN. Компания запустила вторую очередь швейной фабрики UNIFORM ATELIER в районе ЖБИ, в которую вложила 110 млн руб. Из них 80 млн руб. составили собственные деньги, а 30 млн руб. получены из Свердловского областного фонда поддержки предпринимательства и регионального венчурного фонда. Как рассказал основатель мануфактуры Дмитрий Шишкин, на второй очереди фабрики будут работать порядка 100 человек, причем все производственные процессы автоматизированы и роботизированы. Благодаря цифровизации и применению инновационных технологий выработка и производительность труда увеличивается примерно в 2,5 раза.
Смысл цифровизации производства в создании единой замкнутой экосистемы на основе программных продуктов, которые позволяют на всех стадиях обработки, производства и управления качеством контролировать все в цифре и минимизировать бумажный документооборот, — рассказывает основатель SHISHKIN.
Пример цифровизации легко показать на работе конструкторского участка. Конструкторы создают лекала будущего изделия на компьютерах, затем на автоматическом плоттере делают профессиональные раскладки: вырезание, занесение в единую программу — все отделы взаимодействуют через цифру. Швеям остается выполнить одну-две операции, например, стачивание шва.
В компании хотят изменить восприятие легкой промышленности: обустроить большие светлые помещения, создать комфортные условия труда. «Раз мы производим модную одежду, то и внутри все должно быть модно», — поясняет г-н Шишкин.
Осенью 2019 г. Дмитрий Шишкин намерен начать экспансию на рынки других стран, прежде всего Европы. План на этот год — нарастить долю экспортных поставок с 30% до 50% в общем портфеле контрактов. Завоевать зарубежные рынки он намерен в том числе с помощью коллекции спортивной и повседневной одежды Putin Team, разработанной совместно с Минпромторгом.
Посыл в том, что популярность Путина за рубежом недооценена, и спрос на коллекцию может быть даже больше, чем на внутреннем рынке. Денис Мантуров и Виктор Евтухов (глава Минпромторга и его заместитель — прим.ред.) лично курируют этот проект и сами заинтересованы в его продвижении, потому что под брендом Putin Team идет популяризация отечественной продукции в целом, — рассказал Дмитрий Шишкин.
Поддержать уральский экспорт
В СОФПП подчеркивают: очень важно, чтобы уральские предприниматели не ограничивались территорией Свердловской области и России — рынки сбыта значительно шире. Так, с начала года 30 свердловских предприятий при содействии Центра поддержки экспорта (подразделение фонда) договорились о поставках своей продукции в 22 страны — общая сумма контрактов составила $4,4 млн.
К примеру, компания «Сигнал-Пак» заключила контракт на поставку в США фасовочно-упаковочного оборудования, предприятие «Стомэкспо» поставило в Грузию зуботехническое оборудование, а в Treaton заключили большой контракт на поставку в Индонезию аппаратов искусственной вентиляции легких.
Для развития экспорта в СОФПП предусмотрен широкий набор мер поддержки: консультации, адаптация и перевод сайтов и презентаций, выставки, тренинги и семинары по вопросам внешнеэкономической деятельности. Предприниматели с помощью фонда могут запатентовать свои разработки и сертифицировать продукцию, получить экспортные субсидии и выйти на международные электронные торговые площадки — eBay.com, Europages.com, Amazon.com и другие. На Alibaba.com даже создали специальную витрину для предприятий Свердловской области.
Так, фонд помог уральской компании «Кондитер-Профи» выйти на Alibaba.com — крупнейшую в мире онлайн b2b торговую платформу. Как рассказала интернет-маркетолог «Кондитер-Профи» Анжела Михайлова, компания разместилась на ней месяц назад. Предприятию нужно было только подготовить фото продукции и ее описание на русском — перевод СОФПП взял на себя.
Упаковать франшизу и выйти на биржу
Еще одно востребованное направление поддержки — франчайзинг. В фонде готовы консультировать по вопросу франшизы, найти интересную для себя франшизу в реестре и «упаковать» франшизу для собственного проекта.
Так, СОФПП помог разработать франшизу Ивану Иванову, создателю сети пекарен «Мякушка». Предприниматель уже открыл две успешные точки, но для дальнейшего развития необходимы значительные средства, так как он предпочитает работать в собственных помещениях, а не арендованных. Кредиты г-н Иванов брать не хочет, а франшиза благодаря паушальным взносам и роялти позволит быстро накапливать суммы, нужные для открытия новых точек, считает он.
Причем ранее программ по созданию франшиз в фонде не было, и Иван Иванов с «Мякушкой» стал одним из первых. Он и фонд обратились к помощи специалистов Российской ассоциации франчайзинга, которые считаются одними из лучших в стране.
Огромный плюс для небольшого бизнеса вроде моего — финансовая поддержка: фонд взял на себя всю финансовую сторону вопроса, — сказал г-н Иванов.
В августе он защищает проект своей франшизы в Фонде.
Другой, новый аспект поддержки — помощь малому и среднему бизнесу региона в выходе на биржевой рынок. На выставке ИННОПРОМ-2019 СОФПП и Московская биржа подписали соответствующее соглашение. С помощью биржевых инструментов предприниматели смогут диверсифицировать источники финансирования.
Для компаний, которые выйдут на биржевой рынок, часть расходов в рамках нацпроекта будет субсидировать федеральное Министерство экономического развития РФ.
Одной из первых в России такую поддержку получит свердловская компания «Брайт-Финанс» (сеть фитнес-клубов Bright Fit): Минэкономразвития субсидирует ей и еще двум компаниям из других регионов в общей сумме на всех до 1,5 млн руб. в качестве компенсации затрат на листинг облигаций, а также до 70% выплат по ставке облигационного купона, сообщили в СОФПП. «Не секрет, что любое субсидирование процентной ставки помогает развитию бизнеса», — отметили в Bright Fit.
Облигации позволят компании расширить канал инвестиций. По словам генерального директора Bright Fit Алексея Романова, для открытия одного фитнес-клуба необходимо порядка 40–100 млн руб.
При этом облигации — это еще и возможность улучшить условия кредитования, поскольку привлечение финансирования через такой инструмент не требует залогов и позволяет привлечь средства на длительный срок (от 3-5 лет). Получить банковское финансирование на таких условиях, конечно, очень сложно, — рассказывал г-н Романов.
Как нацпроект поможет начинающим предпринимателям и молодым мамам
Помимо финансовой поддержки СОФПП развивает обучение и консультации для предпринимателей. В этом году программу акселерации модернизировали: после окончания обучения человек получает наставника, который призван помогать в решении проблем, возникающих при развитии бизнеса. Большим успехом пользуется и социальное предпринимательство, которое развивают в разных городах Свердловской области. Вместе с активными горожанами, представителями администрации и градообразующих предприятий получается определить узкие места в социальном развитии городов. В результате возникают и реальные проекты: парк отдыха в Новоуральске, социальное такси в Первоуральске, школа сиделок и автоматы по сбору вторсырья в Каменске-Уральском.
К примеру, основатели проекта «Немузей мусора» в Екатеринбурге через систему контейнеров собирают бумагу, металл, технику, одежду, стекло и все фракции пластика. Как рассказал автор идеи Илья Капустин, основатели прошли акселератор для социальных предпринимателей в СОФПП. После этого они открыли музей на ул. Вайнера — для посетителей экспозиция работает бесплатно, а основатели зарабатывают на событийном маркетинге и продаже экоальтернативных вещей — собственно переработка вторсырья приносит небольшой доход.
Обучение стало для нас возможностью понимать территорию, на которой мы работаем, и определять портрет целевой аудитории — это сильно нам помогло. Информационная поддержка фонда полезна и сейчас. Недавно мы вошли в число финалистов программы Social Impact awards — рассказал автор проекта Илья Капустин.
Одной из приоритетных групп в нацпроекте МСП является молодежь от 14 до 30 лет. Для нее в Свердловской области началась программа «Молодежная бизнес-лига», в ходе которой молодые люди будут знакомиться и общаться с действующими предпринимателями, решая какие-то бизнес-задачи. Они в течение года могут посещать разработанные специально для них мастер-классы от бизнес-тренеров и крупных региональных предпринимателей.
Другая образовательная программа предназначена для женщин в декретном отпуске или отпуске по уходу за ребенком, имеющих несовершеннолетних детей или зарегистрированных как безработные — но при этом желающих начать свой бизнес. Проект называется «Мама-предприниматель». Его победителем стала Екатерина Богданова, которая собирается открыть кафе «Пицца на дровах».
Когда я пришла, бизнес-плана не было — только идея. Мне помогли структурировать замысел и сделать все необходимые расчеты. К тому же в программе были задействованы спикеры разных организаций, в том числе УрФУ, много внимания уделяли маркетингу, изучению спроса — рассказала Екатерина Богданова.
Изначально построить пиццерию планировалось в парке Маяковского, но там отбирают арендаторов еще зимой на весь год. Поэтому сначала Екатерина хочет протестировать проект на горе Уктус, когда там откроется горнолыжный сезон.
Таким образом, список мер поддержки сегодня позволяет получить помощь хоть начинающим предпринимателям, хоть действующим — в самых разных сегментах. Но финансовая поддержка не поможет, если не доносить до людей, что заниматься собственным делом — это почетно.
Важнее получить перемены в головах, показать, что свой бизнес — это престижно. Если мы хотим получить новые компании через пять лет, заниматься этим надо сейчас, работая с нынешними школьниками и студентами, — заключает Валерий Пиличев.
Фото: предоставлены СОФПП