Меню

Уральского бизнесмена забирают в армию. Кто компенсирует убытки и как откосить от сборов?

«Мой труд в армии будет рабским». Уральский предприниматель Алексей Елисеев вызван на военные сборы и не понимает, как посчитать тот ущерб, который служба нанесет его бизнесу. И кто его компенсирует.

Уральский предприниматель Алексей Елисеев готовится к прохождению военных сборов. Как бизнесмен написал на своей странице в Facebook, ему пришла повестка из военкомата. Основанием для вызова на сборы стало наличие у г-на Елисеева прав на управление гусеничной и колесной техникой. О длительности военных сборов бизнесмену не сообщили. По его словам, у него есть ряд дополнительных — более важных — вопросов. Во-первых, как посчитать тот ущерб, который военные сборы нанесут его бизнесу. И кто его компенсирует.

Я предприниматель, возглавляю малое предприятие, где официально помимо меня трудятся еще три человека. Кроме того, ряд людей работает на аутсорсинге — бухгалтеры, адвокат, юрист и пара фрилансеров. Также я на регулярной основе обеспечиваю работоспособность как минимум одного производственного предприятия с общей численностью 40-50 человек. Как мне посчитать тот ущерб, который эти военные сборы нанесут мне и всему бизнесу? И кто мне компенсирует эти убытки? Могу ли я завтра прийти на работу и сказать: «Ребята, извините, я ухожу служить в армию бульдозеристом. Денег нет, но вы тут держитесь как-нибудь»? Как без меня будет работать бизнес? Совершенно верно — никак. Поскольку я на этом предприятии директор, коммерческий директор, главный инженер, главный конструктор и т.д. Иными словами, все ключевые должности и вопросы замкнуты на мне. Поэтому пока я буду служить Родине, все, кто со мной работает, будут просто тупо сидеть и ждать, когда я вернусь. При этом я им обязан буду за это заплатить так же, как будто бы они работали, — говорит Алексей Елисеев. 

И добавляет: во время рабочих командировок он может контролировать вопросы бизнеса с помощью смартфона. Однако он полагает, что на военных сборах в воинской части телефоны свободно использовать запрещено, доступ к ним ограничен до одного дня в неделю. 

Мне очень сильно повезет, если во время сборов при мне оставят мой смартфон с мобильной и интернет связью. Также очень сильно мне повезет, если сборы мои будут сроком два-три дня. Но что-то мне подсказывает, если я действительно сяду в бульдозер или какой-нибудь трактор, это растянется на недели. Видимо, стране моей нужнее от меня получить такой труд, чем тот, которым я занимаюсь сейчас, — отмечает бизнесмен.

DK.RU попросил представителей Центрального военного округа прояснить ситуацию с военными сборами и дать ответы на вопросы Алексея Елисеева, однако получить обратную связь пока не удалось. Тем не менее, екатеринбургские военные юристы поясняют: единовременно сборы не могут длиться более 60 суток. За все время нахождения в запасе люди могут быть призваны не более чем на 12 месяцев в совокупности. Известно также, что рядовых и сержантов в запасе могут призывать в возрасте до 50 лет. Обычно вызывают один раз в три года лиц не старше 35 лет. Офицерский состав подчиняется другим правилам: их предельный возраст призыва на сборы составляет 50 лет. Отмечается, что на время военных сборов все участники застрахованы. В случае ранения или гибели ему или семье будет выплачена компенсация. 

Что касается финансового аспекта, то компенсации для предпринимателей не предусмотрены. Защищены сотрудники компаний — на время сборов сохраняется их должность и средняя зарплата. Если работодатель понес расходы по оплате труда совместителя или нанятого стороннего сотрудника, он вправе потребовать их возмещения от министерства обороны, отправив соответствующую документацию в военкомат. Алексей Елисеев полагает: при таких правилах его труд в армии будет рабским: 

По законам РФ, в случаях, когда министерство обороны призывает резервистов на военные сборы, оно берет на себя обязательства оплачивать среднюю заработную плату, которую резервист имеет на текущий момент. Я предприниматель, но веду свою деятельность от нескольких юридических лиц, в которых я не везде официально оформлен. Я понял со слов сотрудников военкомата, что должен сам для себя определить одно юридическое лицо, которое будет числиться моим работодателем. Проблема в том, что, по сути, бизнес у меня один, а юрлиц несколько. И в каждом моя официальная зарплата оформлена на уровне прожиточного минимума. Тут уж извините — как предприниматель я могу разными способами получать доход, кроме такого, который отражается в справке 2-НДФЛ. Таким образом, я так понимаю, эти военные сборы будут моей благотворительной акцией, а тот труд, который я буду осуществлять в качестве бульдозериста, станет рабским.

Любопытно, что в комментариях к посту предпринимателя есть советы, как избежать военных сборов. Например: «Я всегда говорил, что в командировке на севере — в Надыме или Новом Уренгое и вернусь через месяц, может, позже. Добраться срочно возможности нет. Десять лет прокатывало, потом вообще звонить перестали». По большому счету, этот вариант может быть уважительной причиной для неявки на сборы. Среди таких причин, в частности, значатся заболевание или травма, повлекшие временную или постоянную нетрудоспособность; тяжелые заболевания близких родственников, круг которых определен законодательно; участие в похоронах родственников; форс-мажорные обстоятельства; непреодолимые препятствия; обстоятельства, не зависящие от воли человека. Единственное — нужно предоставить в военкомат подтверждающие документы.

Вообще же за отсутствие на сборах без уважительной причины назначают штраф — от 100 до 500 руб. Уголовной ответственности за неявку в место и время, указанные в повестке военного комиссариата о призыве на военные сборы, не установлено. Впрочем, Алексей Елисеев скрываться не намерен, заявляя: «Никогда не косил и не дезертировал ни от кого». Бизнесмен также отмечает, что военные делают большую ошибку, призывая его на службу: 

Я же такая сволочь, много вижу и подмечаю, а потом имею наглость об этом публично писать. Если хотят, пусть призывают. А со своими убытками как-нибудь разберусь со временем — как всегда.

Напомним, DK.RU рассказывал историю Алексея Елисеева: пять лет назад предприниматель из небольшого города Первоуральска Свердловской области представил уникальную разработку не только для России, но и для зарубежных рынков — волногенератор, способный бесконечно вырабатывать энергию вдали от суши (в 2014 г. за проект Ocean RusEnergy Алексей стал лауреатом премии «Человек года» в номинации «Лучший стартап»). После предприниматель сосредоточился на инженерных проектах. Например, «Уральский Дом инженера» — здесь разрабатываются инженерные решения, которые после реализуются на сторонних предприятиях в аутсорсинговом режиме. Алексей Елисеев откровенно рассказывал DK.RU, от чего зависит успех российских производственников, как один контракт может обрушить годами создававшееся предприятие, почему все без исключения на этом рынке зависят от монополистов и т.д.

Также бизнесмен делился, почему не остался в рядах вооруженных сил после службы в армии. Алексей Елисеев служил при Главном штабе Ленинградской военно-морской базы в небольшом подразделении морской пехоты. У него была возможность стать адъютантом, сделать военную карьеру. 

Если можно так выразиться, я предприниматель во втором поколении. Все семейство мое — предприниматели. Поэтому я и не остался в армии. Ну, и зарплаты там… Во времена, когда я служил, мичманы получали 3 тыс. руб. — для Питера это вообще ни о чем. Сейчас более или менее все, и в целом служить теперь почетно. Но этим надо жить.