УрФО приносит в бюджет России свыше трети доходов: здесь — полезные ископаемые, включая газ и нефть, здесь — крупнейшие промпредприятия.
Но спустя почти 13 лет с момента образования федеральный округ остается агломерацией без отлаженных внутренних связей. Регионам-лидерам неинтересно с аутсайдерами.
«Деловой квартал» № 07 (865) от 25 февраля 2013 г., стр. 24-27
Уральский федеральный округ, образованный указом президента Владимира Путина в 2000 г., включает в себя Свердловскую, Тюменскую, Челябинскую и Курганскую области, а также автономные округа — Ханты-Мансийский (Югра) и Ямало-Ненецкий (оба — в административном подчинении Тюменской области). Он объединяет крупнейшие в России промышленные регионы, в которых сосредоточены нефтегазодобыча, машиностроение, металлургия и химпром. Кроме того, в экономике УрФО значительную роль играют лесная промышленность (деревообработка, целлюлозно-бумажное производство) и АПК (производство зерна, животноводство). По данным Росстата на 1 января 2013 г., при общей численности населения в 12 млн человек (8,5% всего населения РФ) УрФО формирует свыше 30% федерального бюджета страны.
До и после приватизации
Локомотивами экономического развития регионы УрФО стали еще во времена СССР — напоминает Александр Татаркин, директор Института экономики УрО РАН, прежде всего за счет промышленности, ориентированной на оборонку: «Сегодня ситуация иная — объемы производства ниже на порядок, многие предприятия были закрыты или перепрофилированы. Только в последние годы оборонные заводы, пережившие перестройку, приватизацию и кризисы, стали вновь получать госзаказ Минобороны. Несмотря на то что производства перешли в руки бизнес-структур, многие без помощи государства не могут эффективно развиваться». Впрочем, даже в таких условиях предприятия УрФО сохраняют за собой лидирующие позиции и успешно конкурируют не только на внутренних рынках, но и с зарубежными производителями — констатирует г-н Татаркин: «Свердловская область входит в десятку регионов страны по инновационной активности. Здесь работает большинство предприятий УрФО с иностранным капиталом. Тюменская область лидирует по объемам промпроизводства и отгрузки (нефтянка и газовая промышленность). А темпы развития тюменского рынка строительных материалов и строительно-монтажных работ грозят серьезными последствиями для свердловских компаний, которых уже сегодня достаточно агрессивно вытесняют с рынков ХМАО и ЯНАО. Челябинская область, несмотря на традиционный статус промышленного региона, успешно проявляет себя в аграрном производстве. Диверсификация экономики позволяет регионам значительно наращивать потенциал».
Курганская область — в аутсайдерах. Здесь самые низкие экономические и финансовые показатели в округе и самые высокие долги предприятий. Александр Татаркин полагает, что к такому исходу привели итоги приватизации в 1990-е гг.: «Курган всегда был вне поля зрения федерального центра. И когда госсобственность стали передавать в частные руки, основной интерес сосредоточился вокруг Свердловской и Челябинской областей, хотя курганское машиностроение было ничуть не слабее. Местные предприятия в результате приватизировали региональные бизнесмены. На фоне экономической стагнации тех лет и при отсутствии поддержки промпроизводство сошло на нет. Ситуацию могла спасти только политическая воля, но сильных местных чиновников не оказалось. Регион стал дотационным. В Москве к нему относятся подчеркнуто пренебрежительно: сегодня большие средства вливают в Чечню и Дагестан, а Курган на их фоне выглядит обреченным. Хотя поддержка региона, вывод его на траекторию устойчивого развития позволили бы получить большую отдачу, чем от территорий Кавказа».
Об экономическом неблагополучии Курганской области можно судить и по темпам экспансии федеральных компаний. Так, СКБ-банк сегодня представлен в регионе всего одним представительством — непосредственно в Кургане. При том что в Ноябрьске (Тюменская область) с населением в 100 тыс. человек у банка три офиса. «Потенциал Курганской области невелик — это дотационный регион. Поэтому мы ограничились одним офисом», — поясняет Екатерина Гольянова, первый заместитель председателя правления СКБ-банка. Открыть продуктовые супермаркеты в Кургане планировала торговая сеть «Мегамарт», но в компании посчитали регион депрессивным — об этом в интервью «ДК» рассказал директор дивизиона «Мегамарт» ГК «Дикси» Александр Комиссаров.
Бизнес ощутил дефицит связей
Спустя почти 13 лет с момента своего образования УрФО продолжает оставаться агломерацией без отлаженных связей — считают опрошенные «ДК» эксперты. Анатолий Сысоев, председатель комитета СОСПП по промышленности и взаимодействию с естественными монополиями, называет одной из главных проблему транспортной инфраструктуры: «На совещаниях разного уровня часто приходится слышать о самодостаточности УрФО. На деле — это не так. Мы действительно научились работать с заказчиками из разных уголков страны и с иностранными партнерами. Но нам явно недостает межрегиональных связей. Наладить рынки сбыта в границах одного федерального округа не позволяет дефицит транспортной инфраструктуры. Предприятия справляются с ним по мере сил, но консолидация должна произойти на политическом уровне. Только заполнив рынки друг друга, мы сможем говорить о какой-либо самодостаточности. Пока мы не видим даже внятной стратегии развития».
Отсутствие единой стратегии может довести до упадка территорий, добавляет г-н Татаркин: «Сегодня основная масса трудоспособного населения стягивается в областные центры — там есть работа, уровень заработка выше. Затем происходит миграция между регионами: промежуточный этап — Екатеринбург, конечная цель — Москва. Малые города, которые лишились градообразующих предприятий, уже давно перестали развиваться. Многие просто вымирают. А вспомним, сколько школ и больниц было расформировано в сельской местности — людей лишили условий для благоприятной жизни. Но как только человек чувствует бесперспективность — он начинает искать новое место для жизни. Эту проблему надо решать как раз на уровне УрФО — за счет переноса производств из областных центров в малые города, предоставления преференций малым предприятиям, льготных условий по ипотеке и пр.».
Потенциал экономического развития УрФО эксперты оценивают высоко, но с прогнозами роста не торопятся: экономика зависит от обстановки на внутренних и внешних рынках и от субъективных факторов, которые сложно предусмотреть. Так, кризис 2008 г. привел к стагнации большинства промышленных предприятий. Производители смогли выйти на докризисный уровень только к 2011-2012 гг., многие до сих пор находятся на этапе восстановления. Летняя засуха в 2012 г., которую не смогли предсказать метеослужбы, погубила уральские посевы. И если Свердловская область сумела выполнить годовой план с минимальными потерями, то Курганская просела по объему производства более чем на 30%, ущерб составил порядка 3,1 млрд руб.
Второй тормоз экономики УрФО — отсутствие доступных инвестиционных кредитов, отмечают собеседники «ДК». Г-н Сысоев: «Этот дефицит в меньшей степени испытывает крупный бизнес. Если в инвестпрограмму нет возможности заложить собственные средства, всегда можно взять кредит за границей. Под 8%, а то и все 5%! У среднего и малого бизнеса такой возможности нет, а российские банки процентными ставками не балуют. Если цена кредита 15% годовых, то рентабельность бизнеса должна превышать 25%. Попробуй заложить в себестоимость такой кредит — останется только закрыться». Кредиты под большой процент сегодня доступны только торговым компаниям, в ассортименте которых — товары иностранных производителей, полагает Александр Давыдов, председатель совета директоров NAUMEN: «Любое импортозамещающее производство требует длинных и дешевых денег. Чем дешевле — тем больше ниш для бизнеса становятся рентабельными и тем выше экономический рост». С этим согласен и Александр Татаркин: «Драйвером роста во всех развитых странах выступает малый бизнес. Он играет роль разведчика в экономике, который проверяет, насколько эффективна та или иная сфера деятельности. Если опыт результативен — в отрасль приходят средние компании, а за ними и крупные. В России этого нет. Более того, малый бизнес развивается не благодаря, а вопреки. Напрямую на федеральном уровне его не «кошмарят», но все условия для «рэкета» на региональном и муниципальном уровнях есть. Под условиями я подразумеваю недостаток федеральных средств, поступающих в областные и городские бюджеты. А призыв «зарабатывайте сами» на местах часто понимают по-своему, направляя усилия на то, чтобы обложить малых предпринимателей еще большим оброком».
Но трудности с привлечением средств внешних партнеров испытывают и крупные игроки. Несмотря на то что Урал остается одним из самых привлекательных регионов России, отсутствие стабильности и госгарантий заставляет инвесторов задуматься и подсчитать риски. Г-н Татаркин: «Ситуация на рынке товаров и услуг такова, что бизнесу приходится подстраиваться под решения властей, которые могут изменить правила игры подчас на 180 градусов. Западный бизнес к этому не привык, ему нужна стабильность. Поэтому многие интересные проекты замораживаются на этапе просчета экономики. Финансовые рынки в этом плане выглядят более устойчиво — они поддаются планированию». Проектов, запущенных совместно с иностранными партнерами, в УрФО пока немного, и большинство из них реализованы при участии властей (рамочные соглашения, соинвестирование). Эксперты приводят в пример «Уральские локомотивы» — предприятие Группы Синара и немецкого концерна Siemens в Верхней Пышме, запуск которого состоялся в 2010 г. Сегодня компания поставляет продукцию и для РЖД, и на внешние рынки (Индия, Украина и т. д.). В Кургане при участии французской корпорации Wheelabrator Allevard начал работу завод по производству стальной дроби «ВА Курган» (25% принадлежит российским инвесторам, 75% — в собственности корпорации). В Челябинске работает предприятие «СМС-Челтек», которое занимается ремонтом и техническим обслуживанием металлургических заводов на территории России, а также производством запчастей для машин непрерывного литья заготовок. Учредителями выступили челябинская холдинговая группа «Уральский инжиниринговый центр» и немецкий концерн SMS Siemag AG, а в 2010 г. к ним присоединилась английская Welding Alloys Ltd. Общий объем инвестиций в СП превысил 5 млн евро.
«В советское время Средний и Южный Урал были закрыты — полностью или частично — для иностранцев. А жизнь устроена так, что самое желанное — то, к чему нет доступа. В то же время крупнейшие федеральные компании в последние годы усилили свое внимание к УрФО. Единственное, чего нам не хватает, это грамотной и взвешенной политики — как на уровне Федерации, так и на местах. Пока нашу политику можно охарактеризовать как «пожарную» — реагирование наступает только после ЧП. Когда на смену такому подходу придет понимание, что действовать нужно планомерно, Уральский округ сможет полностью раскрыть свой потенциал», — заключает Александр Татаркин.