Меню

Уроки Стива Джобса

В прошлом году умер Стив Джобс, человек, который изменил мое представление об инновациях и бизнесе. В 1984 г. я пришел в Apple и возглавил направление маркетинга в проекте Macintosh.

То, что мы сделали, выпустив первый Mac, изменило мир. Началась эра домашних персональных компьютеров. Главная заслуга в этом принадлежит Стиву – и, прежде всего, за его нетривиальный ум и умение организовать командную работу. Уроки, которые я получил, работая с ним, я пронес через всю жизнь, они позволили мне добиться успеха в собственных проектах.

«Чтобы увидеть инновацию – в нее нужно поверить. Поверить, чтобы увидеть, а не наоборот», – это главный девиз Стива Джобса. Не стоит серьезно воспринимать заявления аналитиков и экспертов: когда-то они говорили, что телефон – это бесполезное устройство, а компьютер и вовсе никому не будет нужен. Сегодня у меня дома стоят пять компьютеров, и в этом смысле я – обычный современный человек.

Потребителем движет интерес, но он никогда не знает точно, какой продукт ему нужен. Единственное, что он может сказать: хочу, чтобы продукт компании «B» был таким же, как продукт компании «A», но только дешевле, быстрее и больше. Не стоит идти на поводу: настоящий прорыв случается только, когда вы поднимаетесь на ступеньку выше. Мы доказали это, выпустив на рынок первый Macintosh с операционной системой MacOS. Предшественники MacOS предусматривали только интерфейс командной строки, что затрудняло работу с компьютером для рядовых пользователей. Apple же представила более удобную графическую оболочку. Кроме того, управление теперь осуществлялось не только с помощью клавиатуры, но и с помощью мыши, что также значительно упростило работу с ПК. По правде говоря, компьютерная мышь не является ноу-хау Apple. Ее придумали в Xerox, но не оценили потенциал, и она осталась чисто исследовательской разработкой. Apple сделала мышь коммерческим продуктом, и в этом заключается урок Стива Джобса: инновация станет успешной, если принесет потребителю реальную пользу.

Чтобы стать лидером на рынке, считал Стив Джобс, нужно сформировать команду настоящих профессионалов. «Никогда не нанимайте специалистов хуже, чем ты сам. Это распространенная ошибка компаний с разветвленной системой разделения полномочий, где каждый руководитель боится потерять свое место. Так формируется команда неудачников», – говорил Стив. Он сам был, несомненно, специалистом класса «A», но на работу принимал только сотрудников класса «A+». Поэтому и после смерти Стива Apple никогда не сдаст своих позиций.

Найдите на Youtube презентацию Macintosh в 1984 г. Да, вы не ошиблись, на сцене сам Стив Джобс. Перед 3-тысячной аудиторией! И это еще одно правило Стива: если ты готов изменить мир – представляй продукт самостоятельно. Не отдавай презентацию на откуп наемным менеджерам, будь лицом своего продукта – только так ты заработаешь доверие. А еще обратите внимание на визуальный ряд. Там нет сложных графиков, диаграмм во весь экран или перечня преимуществ из ста пунктов. Простота и лаконичность презентации – вот залог успеха. Стив говорил: «Используйте очень большие картинки, самые большие шрифты – и ваше выступление запомнится, вы произведете впечатление».

В 2007 г. Стив Джобс объявил, что сторонние разработчики не смогут создавать приложения для iPhone, мотивируя это тем, что гаджет должен быть надежным и безопасным, а главное условие для этого – закрытый код. Но через несколько месяцев совершил разворот на 180 градусов, и ИТ-компании получили возможность создавать собственные приложения и распространять их через AppStore. Гибкость и умение «вовремя передумать» – одно из важнейших условий достижения коммерческого успеха. Рынок любых товаров настолько быстро меняется, что делает бессмысленными догмы, казавшиеся бесспорными еще двадцать лет назад.

И последний урок, который я получил от Стива: не нужно поддаваться влиянию толпы, всегда иметь собственную точку зрения, мыслить иначе. Это касается не только бизнеса, но в первую очередь – личностного развития. iPhone и iPad сегодня в мейнстриме, а гаджеты на Android – это «мышление по-другому». Я, например, считаю, что Android лучше, чем iOS, поэтому пользуюсь Samsung Galaxy 3, и в этом плане – я, хоть и в бытовом, но андеграунде.

Колонка написана на основе выступления на уральской международной выставке и форуме промышленности и инноваций «ИННОПРОМ» 12 июля 2012 г.