Новая инициатива российских авиационных властей может обострить кризис в сфере подготовки сотрудников отрасли. Росавиация аннулировала программы, по которым за прошедшие 10 лет учились 5 тыс. пилотов.
Росавиация признала недействительными программы подготовки коммерческих пилотов, действовавшие с 2006 по 2016 гг., пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на телеграмму ведомства Челябинскому летному училищу гражданской авиации. Инициатива касается программ подготовки в рамках среднего и дополнительного профессионального образования, одобренных до 1 января 2016 г. — они аннулируются.
Решение ведомства может лишить свидетельств примерно пять тысяч действующих пилотов, учившихся в частных и государственных училищах: Красный Кут, Бугуруслан, Сасово, считают источники издания. В Росавиации на запрос не ответили, получить комментарии училищ, которых затронет новая инициатива ведомства, также не удалось.
О конфликте Росавиации, а также пилотов и других работников авиаотрасли стало широко известно в мае 2017 г. Пилоты потребовали «прекратить произвол в отношении авиационных специалистов и учебных центров»: ведомство аннулировало свидетельства сотен летчиков, зачастую не объясняя причины и по-разному трактуя законы. До этого за несколько лет было аннулировано примерно 400 документов, но с лета 2016 г. процедура вызывает вопросы у участников отрасли. Так, в августе прошлого года Росавиация отказалась продлевать действие сертификата Челябинского летного училища гражданской авиации, хотя ранее не находила нарушений в его работе.
Конфликт вокруг авиаобразования в России приведет к сокращению числа пилотов в стране, что приведет к еще большему их дефициту, росту стоимости труда и оттоку за границу, сказал газете Борис Рыбак из консалтинговой компании Infomost.
За 2,5 года работать в азиатские авиакомпании уехали более 300 российских командиров воздушных судов и КВС-инструкторов — самых квалифицированных пилотов. По данным на июнь еще 400 человек оформляли документы для трудоустройства. Гендиректор «Аэрофлота» Виталий Савельев заявлял: «пилоты гурьбой уходят в Азию и Китай». Там им предлагают зарплату $17-25 тыс. в месяц, что в четыре раза выше, чем в России. Г-н Савельев говорил, что больше возможностей для повышения зарплат летчикам не видно.
Впрочем, по подсчетам экономиста Максима Миронова, профессора IE Business School в Мадриде, расходы «Аэрофлота» на персонал составляют 13% от выручки, тогда как у авиакомпании American Airlines расходы на сотрудников выше вдвое, а у AirFrance-KLM показатель составляет 30,1%. При этом цены на внутренние авиаперелеты в России сопоставимы с аналогичными по расстоянию перелетами в Европе и США.