Меню

УВК посадит бизнесменов в вертолеты-такси

Идею создать воздушное такси в Екатеринбурге руководство «Уральской Вертолетной Компании» переняло с Запада. По данным интернет-ресурса aviaport.ru, годовой доход бюджета США от деятельности легкой

В час пик добраться из пункта А в пункт Б с прогнозируемым результатом в Екатеринбурге можно лишь на вертолете. «Уральская Вертолетная Компания» (УВК) уцепилась за этот печальный тренд и решила создать службу аэротакси. Пока в городе нет достаточного числа взлетно-посадочных площадок, УВК обкатывает технологии на бизнес-полетах по Уралу, забрасывает на природу рыбаков и охотников и устраивает экскурсии над Екатеринбургом. Кто и куда летает на воздушном такси
Почему вертолеты-такси появились в небе над городом только в этом году
Зачем поставщику авиатехники понадобилось создавать службу аэротакси

Идею создать воздушное такси в Екатеринбурге руководство «Уральской Вертолетной Компании» переняло с Запада. По данным интернет-ресурса aviaport.ru, годовой доход бюджета США от деятельности легкой авиации превышает $42 млн. В России эта цифра близка к нулю. Свой парк легких вертолетов УВК сформировала в 2005 г. — почувствовала спрос на междугородные бизнес-полеты и поездку в экстремальные места для охоты или рыбалки. Но назвать организованную компанией структуру полноценной службой аэротакси пока нельзя. «Услуга «купил билет и полетел» — не поставлена на поток. То, что сегодня УВК уже воспарила над городом, мы считаем большим достижением. Основная часть согласовательных процедур пройдена, остальное — дело техники и инвестиций» — поясняет ЕЛЕНА ­ЗАНИНА, директор по развитию «Уральской Вертолетной Компании».

Увеселительные полеты превалируют над деловыми

По сути, служба воздушного такси «Уральской Вертолетной Компании» — это некоммерческое партнерство «Авиакомпания АЭРОСИТИ». Оно работает на правах эксплуатанта авиации общего назначения, а значит, формально организация не может извлекать прибыль из своей деятельности. Воспользоваться услугой аэротакси может лишь тот, кто является членом партнерства и заплатит вступительный взнос. Вертолеты «АЭРОСИТИ» берет в аренду у УВК, а управляют ими сертифицированные пилоты — участ­ники партнерства. Час полета обходится в 25 тыс. руб. — деньги идут из членских взносов.

Изначально УВК планировала развивать платные перелеты в пределах Екатеринбурга. Но так как с органами власти проще оказалось согласовать областные и междугородные маршруты, начали с них. В 2006 г. вертолеты УВК стали доставлять клиентов в города Свердловской и близлежащих областей. «Самые популярные маршруты: Екатеринбург — Пермь, Екатеринбург — Алапаевск, Екатеринбург — Нижний Тагил, Челябинск — Екатеринбург. Это дорогая альтернатива автомобилю или поезду. Часто вертолеты направляются туда, где вообще нет крупных населенных пунктов, — доставляют пассажиров на охоту или, скажем, на рыбалку», — рассказывает г-жа Занина. Состоятельные охотники и рыболовы нанимают вертолет на один-два дня. Но в среднем машины летают пару часов. Ежемесячно вертолеты службы аэротакси поднимаются в воздух с площадки УВК около 100 раз.

В начале этого года компания получила разрешение на полеты и над столицей Урала. Елена Занина: «Чтобы летать над Екатеринбургом, нам необходимо было получить разрешения в 13 инстанциях. Больше всего времени заняли согласования с военными, ФСБ и администрацией города». Вертолеты УВК в воздушном пространстве над городом ограничены тремя маршрутами. Первый проходит вокруг озера Шарташ. Второй — вокруг северной части Екатеринбурга. Третий — вокруг всего города. Разрешенная высота полетов — от 100 до 300 м. Максимальная скорость — 200 км в час.

Несмотря на то что услуги платных полетов в УВК называют воздушным такси, собственно деловых полетов — от точки до точки — в структуре заказов этой службы немного. Значительно чаще вертолеты компании совершают обзорные полеты. Люди дела нанимают «вертушки», в частности, с целью демонстрировать владения партнерам. Елена Занина: «С высоты они показывают гостям, где и какое здание они строят в Екатеринбурге или, скажем, свои коровники в области. Осмотреть такие объекты с помощью вертолета проще, чем колесить на машине по городским пробкам весь день или увязнуть в грязи разбитых сельских дорог, демонстрируя инвестору масштабы восстановления бывшего совхоза».

Основная же часть городских клиентов заказывает «вертушку» для увеселения. Просто для того, чтобы получить новые впечатления, рассматривая Екатеринбург или его окрестности с высоты птичьего полета. Свадьбы, дни рождения, корпоративные праздники г-жа Занина также причисляет к поводам, по которым клиенты заказывают вертолеты.

В городе вертолету негде приземлиться

Ключевая причина, по которой бизнес-полеты над Екатеринбургом остаются менее популярными в сравнении с полетами-развлечениями, — отсутствие в городе достаточного количества взлетно-посадочных площадок, считают в УВК.

«Фактически сейчас вертолеты компании могут перелетать от точки до точки в пределах Екатеринбурга только по одному маршруту — между двумя площадками. Одна из них расположена на Широкой Речке, вторая — на базе УВК в Первоуральске», — сетует г-жа Занина. Полеты из пункта А в пункт Б в пределах области тоже проще, чем в рамках города. В относительно небольших населенных пунктах (поселках) и там, где жилых зданий нет вообще, вертолеты садятся где могут. Пилот сам ищет удобную для приземления площадку.

В других мегаполисах площадок больше. Самые удобные с этой точки зрения — Пермь и Челябинск, отмечает Елена Занина. Несмотря на то что в оба эти города вертолеты УВК уже летают, компания все равно не хочет отказываться от идеи создания аэротакси именно в столице Урала. По словам г-жи Заниной, в Перми и Челябинске максимальный спрос касается междугородных перелетов, а в Екатеринбурге уже сложилась аудитория, заинтересованная во внутригородских полетах.

В столице Урала вертолеты садиться все же будут, уверены в УВК. Компания согласовывает запуск нескольких посадочных площадок в центре города. Одна из них, по планам УВК, расположится прямо на водной глади Городского пруда. Елена Занина: «Площадку на понтоне мы собираемся поставить либо прямо напротив резиденции губернатора, либо чуть подальше — недалеко от лодочной станции за мостом по Челюскинцев».

Еще две запланированные точки в центре города — вертолетные площадки на крыше третьей очереди «Антея» и рядом с гостиницей Park Inn. Также площадка может появиться неподалеку от ТЦ «Екатерининский». В их строительство УВК вообще не придется вкладываться. Елена Занина: «Владельцы этих зданий затраты по организации площадок взяли на себя, поскольку собственникам самим это интересно и выгодно — повышает класс объекта».

Расходы на создание посадочных площадок могут отличаться в разы. Запланированное УВК строительство такого объекта на воде Городского пруда в компании считают самым дорогим. «Но в некоторых случаях эти затраты минимальны. Если уже есть асфальтированная поверхность, годная по своей площади для посадки, на нее достаточно нанести разметку», — добавляет г-жа Занина.

Помимо строительства, придется по­тратиться на документы, удостоверяющие, что каждая конкретная точка официально выступает посадочной площадкой — там можно приземлять и поднимать в воздух вертолеты. Регистрируются площадки в Министерстве транспорта.

Затраты должны окупиться быстро. По прогнозам Елены Заниной, когда компания построит дополнительные площадки, поток клиентов увеличится в несколько раз. Г-жа Занина: «Думаю, наиболее востребованными станут полеты из центра города в Кольцово — этот маршрут первый в нашем списке приоритетов».

Летное законодательство сдерживает развитие аэротакси

Получить официальный статус коммерческого эксплуатанта УВК сможет через год-полтора. К тому времени, как прогнозирует Елена Занина, компания согласует все необходимые документы. Члены партнерства будут сохранять свой статус все это время. «Просто процедура вылета максимально упростится: купил билет, сел в вертолет — и в небо», — поясняет г-жа Занина.

По сравнению с согласованием разрешительной документации технические вопросы УВК решила относительно просто. Традиционно эта компания занимается продажей, сдачей в аренду и техническим обслуживанием вертолетов. Немецкие и американские летательные аппараты УВК поставляет заказчикам по всей России и в СНГ. «И в нашем парке техники всегда были демонстранты — аналог автомобилей для тест-драйва в автосалонах», — отмечает Елена Занина. По ее словам, эти борта вылетали с площадок редко и основную часть времени банально простаивали, не принося никакой прибыли. Вот эти «вертушки» и стали основой службы аэротакси — два вертолета Robinson R-44 (производство США) и один Eurocopter BO-105 (Германия — Франция) (см. «Детали» на стр. 71). К ним планируют добавить еще один BO-105. Г-жа Занина объясняет это решение высоким спросом на услугу: три «вертушки» со всеми заказами уже не справляются.

Расстояние беспосадочного перелета ограничено техническими характеристиками вертолетов. Топливные баки «робинсона» позволяют пролететь до 500 км. Предельная дальность BO-105 — до 990 км. «Но это не проблема, — добавляет Елена Занина. — Если расстояние больше, мы можем посадить вертолет, скажем, в середине запланированного маршрута, дозаправить и лететь дальше». Уже был случай, когда аэротакси УВК доставило клиента из Екатеринбурга в Сочи.

детали
«Уральская Вертолетная Компания — URALHELICOM»
Официальный дилер американской вертолетной компании Robinson Helicopter Company, производящей легкие многоцелевые вертолеты R-44.
Региональный представитель компании Eurocopter в Урало-Сибирском регионе.
Оказывает комплекс услуг при покупке и эксплуатации вертолетов из США и Европы на территории России и стран СНГ:
подбор типа и модели вертолета за рубежом в необходимой комплектации;
организацию покупки и доставки вертолета в любой город России;
регистрацию в Государ­ственном реестре воздушных судов;
монтаж и облет доставленного вертолета;
обучение пилотов, инженеров;
сервисное обслуживание вертолетов (техническое ­обслуживание при выполнении полетов, проведение регламентных работ, ремонта и т. д.);
все виды обеспечения ­безопасности полетов (в том числе аэронавигационной ­информацией, метеорологическое, инженерно-авиационное, медицинское, навигационное и т. д.).
Источник: www.uralhelicom.com