УВЗ вызвался перевести военный аэродром Салка в гражданский за 30 млрд руб. Инициаторы хотят привлечь нижнетагильские предприятия и будущих резидентов «Титановой долины» на логистическое обслуживание.
Директор по инвестициям Уралвагонзавода (УВЗ) Сергей Горячев заявил о намерении завода заняться реконструкцией военного аэродрома Салка (в 7 км от Нижнего Тагила) 15 февраля на встрече с инвесторами из США (инвестфонды Apollo, Eton Park и CVCI), Великобритании (Apax), Китая (CIC), Франции (Caisse des Depots) и Австралии (Macquarie). «Хотелось бы обозначить такой проект – создание гражданского аэропорта к востоку от Нижнего Тагила (село Покровское)», - сказал г-н Горячев. По его словам, необходимый объем инвестиций – 30 млрд руб. до 2015 г. В этом случае Салка может стать составляющей регионального авиахаба в партнерстве с аэропортом Кольцово в Екатеринбурге, считают на заводе. Других подробностей от УВЗ добиться не удалось.
Идею использовать Салку в гражданских целях высказывал еще экс-губернатор области Эдуард Россель в начале 2000-х – по его замыслу, аэропорт был нужен международной выставке вооружений в Нижнем Тагиле. Тогда до дела не дошло. Позже интерес к объекту проявила УК «Титановая долина»: реконструкция Салки входит в план развития ОЭЗ в Верхней Салде. «Салка простаивает. Возможно, есть смысл организовать поставки части титановых заготовок воздушным транспортом. Плюс в Салку могли бы напрямую прилетать участники и гости «Титановой долины», - рассказал «ДК» Артемий Кызласов, гендиректор УК «Титановая долина». Однако он сохраняет долю скепсиса: заявленные 30 млрд руб. г-н Кызласов назвал «суммой, сопоставимой со стоимостью обустройства всей «Титановой долины» и жилых массивов вокруг нее». Сам проект «еще сырой»: нужно, например, готовить документацию. Даже при удачном исходе открытие обновленного аэродрома возможно не раньше, чем через 5-7 лет, заключает Артемий Кызласов.
Для сравнения, реконструкция международного аэропорта Кольцово обошлась инвестору – ГК «Ренова» в 8 млрд руб., начиная с 2003 г. (еще 7 млрд на сегодня вкладывает бюджет). На эти деньги проделана действительно масштабная реконструкция: перестроен аэровокзальный комплекс, прошло техническое переоснащение, реконструкция аэродромных покрытий, водосточно-дренажной системы, расширили перрон и т.д. «Акционеры довольны», - ответил гендиректор Кольцово Евгений Чудновский на вопрос «ДК» о том, удалось ли аэропорту при таких затратах выйти на самоокупаемость. По его мнению, 30 млрд руб., которые запрашивает УВЗ – «цена явно нецелесообразная». «Во-первых, 30 млрд стоит совершенно новый аэропорт на 6 млн пассажиров, который мы планируем построить в Ростове. Во-вторых, я уверен, что собственнику это абсолютно не нужно и деньги будут выброшены на ветер», - подчеркнул г-н Чудновский.
По словам Юрия Кузнецова, замглавы администрации Нижнего Тагила по стратегическому развитию и инвестициям, обоснование проекта «Салка» будет готово через три месяца, после чего можно будет выбрать вариант реконструкции, определить реальный объем инвестиций и начать поиск средств. «15 февраля у меня было совещание с подрядчиком, который займется разработкой технико-экономического обоснования. Это одна из крупнейших в России фирм в своем роде – московская «Прогресстех». Уже ясно, что аэродром вряд ли будет рентабелен, зарабатывая только на пассажирских перевозках. Нужен хотя бы 1 млн пассажиров в год, что почти недостижимо на нашей территории, учитывая близость Кольцово. Специалисты возлагают надежду на то, что в Салке будет большой объем карго, тем более вблизи Нижнего Тагила много промпредприятий. Понятно, что руду и окатыши металлурги на самолете возить не будут, но есть ведь особо ценная или скоропортящаяся продукция», - рассказал «ДК» г-н Кузнецов.
Разработчики намерены провести опрос окрестных предприятий, чтобы понять, насколько им нужен аэропорт в селе Покровском. «Но тут палка о двух концах: тарифы на перевозки не могут быть предложены, пока не ясен спрос, а предприятия не могут сказать, насколько им это интересно, пока не известны тарифы. Будем рассчитывать, что опыта разработчика хватит это урегулировать», - добавил Юрий Кузнецов. Он согласился с тем, что 30 млрд руб., озвученные УВЗ – «очень большая сумма». «Я не исключаю, что у них свое представление о работах, которые там требуются, - предположил Юрий Кузнецов. - Хотя Салка – не совсем уж заброшенный, действующий аэродром. Да, там нет здания аэровокзала и инфраструктуры, необходимо изменить конфигурацию взлетно-посадочной полосы». Он добавил, что выполнить эти работы мог бы «Прогресстех», «поскольку у компании уже есть опыт подобного строительства».
Мэрия Нижнего Тагила обещает УВЗ содействие. «Появление аэропорта – вклад в имидж города, возможность увеличить приток людей, в том числе приезжающих сюда на работу, например, в «Титановую долину», - заключил г-н Кузнецов. Реакция иностранных инвесторов на предложение УВЗ была индифферентной.
УВЗ запросил по максимуму
15 млрд руб. – объем частных и государственных инвестиций в реконструкции аэропорта Кольцово с 2003 г.
12,3 млрд руб. – стоимость реконструкции аэропорта Курумоч в Самаре (новый терминал на 3,5 млн пассажиров, грузовой терминал, котельная и т.д.)
5,3 млрд руб. – объем средств на реконструкцию Шереметьево (перестройка перрона, рулежных дорожек, западного сектора аэропорта с оборудованием стоянки самолетов и т.д.)
30 млрд руб. – запрос УВЗ на реконструкцию аэродрома Салка (перечень работ не утвержден)
Источник: данные компаний.