Меню

Уходите от уголовного преследования!

С января 2012 г. вступили в силу поправки в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы России, определяющие новые правила возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям.

Государство решило координировать действия полиции, следственных и налоговых органов, которые нередко дублировали работу друг друга. Теперь, если налоговая проверка выявляет недоимку в сумме 2 млн руб. и более и виновник в оговоренный срок (два месяца) не возвращает долг, материалы проверки передаются в Следственный комитет для возбуждения уголовного дела (равно как заявления об убийстве или краже). Многие налогоплательщики ошибаются, полагая, что победа над налоговиками в суде отменяет уголовное преследование.
Однако новый механизм, призванный стимулировать нарушителей к быстрым расчетам с государством, породил правовые коллизии. Большинство из них касаются руководителей предприятий, не сумевших вовремя погасить долг. Как только Следственный комитет возбуждает уголовное дело по факту уклонения от уплаты налогов, остановить эту процедуру уже непросто. Ибо налоговые претензии адресованы юридическим лицам, а фигурантами уголовного дела становятся директора и топ-менеджеры. И в тех случаях, когда суд по формальным причинам отменяет решение налогового органа о выплате задолженности, Следственный комитет продолжает искать доказательства вины руководителей компаний.
Даже если предприятие найдет деньги и погасит долг перед государством (с пенями и штрафами), на его директоре остается клеймо «привлекался к уголовной ответственности». И ему придется очень постараться, чтобы получить оправдательный приговор или доказать свою невиновность. Манипуляции, связанные с быстрой ликвидацией компании, ее продажей или переоформлением на номинальных владельцев делу не способствуют, хотя мы знаем множество случаев, когда собственники пытаются избавиться от своих предприятий, полагая, что уходят от уголовного преследования. Единственным исключением остаются компании, ликвидированные до налоговой проверки: в этом случае повода для возбуждения уголовного дела не может быть в принципе, даже если оперативные сотрудники задним числом отыщут нарушения налогового законодательства.
С другой стороны, последние изменения в законе помогают злостным неплательщикам избегать наказания. Одна из поправок в Уголовный кодекс разрешает суду первой инстанции снижать тяжесть преступления по своему усмотрению. Не нужно быть экспертом, чтобы понять, насколько эта норма коррупциогенна. Скажем, если человек привлекается за уклонение от уплаты налогов в особо крупном размере, он может сесть за решетку на шесть лет. Преступление тяжкое, срок давности привлечения к уголовной ответственности составляет 10 лет. Но тут — представьте — судья приходит к выводу о том, что преступление следует считать менее тяжким, а это снижает срок давности до шести лет, так как есть множество смягчающих обстоятельств: фигурант признает себя винов¬ным, раскаивается в содеянном, способствует раскрытию преступления, воспитывает малолетних детей и к уголовной ответственности ранее не привлекался. А главное, пока судебная машина работает, срок давности может истечь, и преступник, не вернувший государству ни копейки, останется на свободе.
Но предлагать судьям взятки — не лучший выход. Единственный верный способ не стать фигурантом уголовного дела — успешно пройти налоговую проверку, а для этого — тщательно к ней готовиться и защищаться. Если налогоплательщик заранее учитывает все нюансы, которые могут возникнуть при проверке, вердикт налоговой службы будет в его пользу. В крайнем случае он отделается минимальными суммами дополнительных начислений, а это уже не повод, чтобы передавать материалы проверки в Следственный комитет. Главное — иметь в виду: к вам приходят с проверкой, когда появляется информация, что налогов вы платите меньше, чем положено. Сотрудники ФНС анализируют, как выглядит ваша компания на фоне отраслевой статистики. Но пожалуй, главная из причин — подозрения в связи с фирмами-однодневками. Уличить вас в этом не составит большого труда — есть информационные базы, с помощью которых налоговый инспектор в Екатеринбурге может установить контрагентов проверяемого налогоплательщика в любой точке России.
Не давайте налоговым органам поводов вас подозревать.
Сергей Прокопив
Колонка написана специально
для «Делового квартала»