Меню

УЗГА и «Титановая долина» возьмут Уктус под крыло

У особой экономической зоны «Титановая долина» появится вторая очередь — Уральский завод гражданской авиации будет делать самолеты и вертолеты на площадке аэропорта Уктус. К проекту подключится УГМК.

Уральский завод гражданской авиации (УЗГА, входит в госкорпорацию «Ростех») создает в регионе авиационный кластер. Как стало известно DK.RU, аэродром Уктус, являющийся сейчас лишь испытательной площадкой для пробных вылетов и тренировки пилотов, станет базой для производства и локализации иностранной авиатехники. Также там планируется создать сервисные центры для обслуживания и ремонта зарубежных самолетов и вертолетов.

Известно, что в первую очередь инициаторы проекта намерены наладить выпуск турбовинтовых самолетов L410, которые делают на чешском заводе УГМК Aircraft Industries. В медной компании DK.RU пояснили: речи о переносе производства из Европы в Россию не идет, холдинг лишь рассматривает возможность заключить с УЗГА лицензионное соглашение — тогда завод сможет организовать сборку L410. Помимо этого УЗГА уже собирает беспилотники «Форпост» по израильской лицензии, американские вертолеты Bell 407 GXP и легкие австрийские самолеты Diamond DA-42 Twin Star, но уровень локализации при этом невысок (10-15%). Предполагается, что с запуском авиационного кластера его можно будет увеличить до 100%. Помимо этого у предприятия подписаны контракты на реализацию самолетов Airbus Helicopters, Cessna и Honeywell — их тоже можно было бы собирать на площадке Уктуса.

При этом предполагается, что авиационный кластер станет продолжением особой экономической зоны «Титановая долина». Как сообщил DK.RU первый свердловский вице-премьер Алексей Орлов, региональные власти уже готовят заявку в Минэкономразвития РФ на организацию второй очереди ОЭЗ.

«Проект создания второй очереди на территории аэропорта Уктус и прилегающих к нему участков в Арамиле находится на организационной стадии. Учитывая, что реализовать проект планируется на землях УЗГА и Арамильского авиационного ремонтного завода, до момента подачи заявки нужно завершить оформление земельно-имущественных отношений — территория второй очереди должна располагаться в границах участка, находящегося в госсобственности области. В связи с этим нужно предусмотреть средства на выкуп площадок у частных собственников, а также скорректировать схему территориального планирования региона. Эти вопросы находятся в компетенции областных Мингосимущества и Минстроя», - пояснил г-н Орлов.

Гендиректор УК ОЭЗ «Титановая долина» Артемий Кызласов пояснил: если оперативно решить земельные и градоустроительные вопросы, статус ОЭЗ площадка аэропорта Уктус может получить к концу 2016 г. После представители УК возьмутся за создание инфраструктуры.

«Она там, в принципе, есть, но ее нужно частично адаптировать, частично модернизировать, кое-где возвести новую. Потом резиденты смогут начать строительство производственных мощностей. Сложность в том, что ключевой резидент — УГМК и УЗГА — должны начать строительство раньше, чтобы уложиться в необходимые сроки. Площадка аэропорта хоть и небольшая, около 100 га, но расположена рядом с Екатеринбургом с его заводами и научно-исследовательскими центрами – это необходимо, так как производства в новой очереди ОЭЗ будут размещаться наукоемкие. «Титановая долина» сможет позиционироваться уже не только как площадка для обработки титана, но и как территория для производства компонентов и приборов для аэрокосмической отрасли. Например, с участием холдинга «Технодинамика», который является основным производителем авиационных систем и компонентов в России», - комментирует г-н Кызласов.

Сейчас стороны обсуждают возможные формы участия в проекте, рассматривается такой вариант: российский Минпромторг финансирует создание производственной базы и закупку оборудования (1 млрд руб.), свердловские власти выкупают имущественный комплекс аэропорта Уктус (600 млн руб.) и создают на его базе ОЭЗ, а УЗГА регистрируется в качестве резидента и реализует проекты развития авиационной промышленности, вкладывая собственные 200 млн руб. Какой объем средств в итоге понадобится на создание второй очереди ОЭЗ, пока не известно.

Любопытно, что в начале 2010-х гг. УГМК и областные власти уже имели планы на Уктус — тогда предполагалось сделать аэродром базой для возрождения в регионе малой авиации. В 2012 г. власти обещали выделить 200 млн руб. — на них хотели выкупить имущество аэропорта, восстановить аэродромы в Серове, Сосьве и Ивделе и приобрести в лизинг самолеты и вертолеты. УГМК предлагала 70 млн руб. (частично — вложить их в топливозаправщики). Подразумевалось, что обслуживать внутренние линии будут и самолеты L410. Но проект не состоялся.

Напомним, что создать в Свердловской области особую экономическую зону власти РФ решили в конце 2010 г. На территории должно появиться около сотни заводов, где будут обрабатывать титан для авиастроения, автомобилестроения, энергетики, медицины. Также в ОЭЗ планируется построить предприятия по созданию двигателей.