Меню

УЗГА наладит производство пассажирских самолетов

Уральский завод гражданской авиации (УЗГА), входящий в госкорпорацию «Ростех», начал собирать самолеты Diamond. Это федеральная альтернатива проекту экс-губернатора Александра Мишарина.

Первую партию из 49 самолетов Diamond DA-40 (одномоторные, четырехместные) Уральский завод гражданской авиации отправит в Ульяновское высшее авиационное училище и Санкт-петербургский госуниверситет гражданской авиации. В 2014 г. вузам передадут еще 65 таких машин, а в 2015 и 2016 гг. — 60 и 70 соответственно. По словам Вадима Бадехи, гендиректора УЗГА, преимущество этих моделей перед самолетами Як-18Т, которые эксплуатируются сейчас, в новейшей авионике, позволяющей пилотам пересаживаться затем на Boeing и Airbus.

Все заказы УЗГА не достались: госконтракт еще на 79 машин марки Cessna (США) получила липецкая ГК «Сигма» — полностью частное предприятие. Вера Ивакина, генеральный директор «Сигмы», сообщила «ДК», что речь идет о продаже американских самолетов, которые «прилетели своим ходом», — собирать их в России производитель не планирует.

«Мы хотим расширить линейку моделей с прицелом на рынок малой авиации, но без поддержки это сложно, — признается она. — Содержание конструкторского бюро стоит больших денег — я считаю, что разработку могло бы финансировать государство».

Государство же, в лице корпорации «Ростех», поддерживает УЗГА. Завод будет собирать и самолеты, и двигатели для Diamond. В 2014 г. начнется монтаж линий по производству композитных элементов, планеров и стеклянных кабин. По плану, к 2017 г. выпустят около 200 самолетов Diamond DA-40, причем локализацию намерены вырастить с 0 до 100%. Каждая из машин обойдется государству в 23 млн руб. — из этой суммы УЗГА получит 10-15%.

Одновременно здесь начнут производить двухдвигательный самолет Diamond DA-42 TwinStar.

«Эту модель можно использовать на местных авиалиниях — как авиатакси, для аэро- и фотосъемки и охраны лесов, — говорит г-н Бадеха. — Наша цель — получить лучший продукт с конкурентной ценой, темпом и объемом выпуска, соответствующий потребностям российского рынка. Полная локализация производства произойдет в 2017 г.».

Однако главная цель «Рос­теха» — разработать семейство легких многоцелевых самолетов вместимостью 9-19 человек и в 2016 г. изготовить первую машину.

Соглашение об этом УЗГА и Diamond Aircraft Industries подписали летом 2013 г. на авиасалоне в Ле Бурже. Сегодня в России нет конкурентоспособного самолета для малой авиации. Серийный выпуск такого судна возможен при развитых региональных перевозках, а в России малая авиация в упадке. По официальным данным, с 1993 г. парк самолетов сократился на 25% — в 2012 г. осталось 243 единицы. За год в среднем списывают по 33 самолета (в основном Ан-24, Ан-26 и Як-40), а закупают лишь 13. По прогнозам Минпромторга РФ, к 2015 г. иностранные суда в малой авиации почти полностью вытеснят самолеты российского производства.

«Малая авиация — тема полностью убитая, — констатировал премьер Дмитрий Медведев на одном из совещаний. — Отрасль деградировала и развалилась, что можно, наверное, было бы еще пережить в центральной части Европы, но абсолютно невозможно в такой стране, как Россия».

План спасения предусматривает, что на первом этапе государство будет закупать иностранные воздушные судна и восстанавливать регулярное сообщение между маленькими аэропортами. Когда система заработает, подоспеет самолет российского производства.

«Если речь идет о 19 пассажирах, такой самолет будет востребован на местных линиях, особенно если он окажется экономичнее, чем Embraer-120», который «Руслайн» использует на местных рейсах, — считает Александр Шашорин, гендиректор авиакомпании «Авиакон Цитотранс». — Но развивать малую авиацию в Свердловской области можно только за счет федеральных денег — кроме государства вкладываться в реконструкцию аэропортов некому. И с учетом того, что эта отрасль во всех странах убыточная, необходимы еще дотации перевозчикам. Вопрос — будет ли финансирование».

Денег пока нет. Александр Мишарин, будучи губернатором Свердловской области пытался развивать малую авиацию. В декабре 2011 г. правительство региона подписало соглашение с ОАО «Аэропорт Уктус» и ООО «УГМК-Холдинг» о частно-государственном партнерстве, где УГМК отводилась роль стратегического инвестора. Планировали, что 75% денег будет вкладывать государство, 25% — металлургический холдинг. В 2012 г. регион обещал выделить 200 млн руб. — за 100 млн руб. хотели выкупить имущество екатеринбургского аэропорта Уктус и восстановить аэродромы в Серове, Сосьве и Ивделе, а на другие 100 млн руб. приобрести в лизинг самолеты и вертолеты. УГМК предлагала 70 млн руб. (частично — вложить их в топливозаправщики). Подразумевалось, что обслуживать внутренние линии будут и самолеты L-410 чешской компании Aircraft Industries, купленной УГМК в 2008 г.

Но проект не состоялся. По мнению экспертов, областная власть не стала тратиться на реконструкцию северных аэродромов, и затея потеряла смысл. Пресс-служба УГМК ситуацию не комментирует. В министерстве транспорта и связи Свердловской области отвечают уклончиво: «Сейчас аэропорт Уктус — только испытательная площадка для пробных вылетов и тренировки пилотов. В среднесрочной перспективе, в рамках процедуры банкротства, предполагается реализовать имущество ОАО «Второе Свердловское авиапредприятие», на балансе которого находится часть аэропортового оборудования и сооружений. Только после этого можно будет говорить о восстановлении статуса аэропорта Уктус».

По иронии судьбы, новое производство УЗГА (по просьбе областной власти) разместилось в помещениях Уктуса, принадлежащих УГМК. Самолеты «Авиакомпании «Уктус», которой владеет метхолдинг, и выполняют чартерные рейсы, летают из Кольцово.