Меню

Ужасы домашнего обучения. Не торопитесь забирать ребенка из школы, иначе вы погубите его

Ольга Новгородова . Иллюстрация: Личный архив

Хочется индивидуального подхода для своего ребенка? Боитесь школьной уравниловки? Посмотрите на оборотную сторону домашнего обучения. Этого вам поборники популярного тренда не рассказывают.

Недавно DK.RU опубликовал материал, посвященный домашнему обучению. Наши эксперты перечислили все плюсы отказа от традиционной системы образования: это и гибкий подход к программе, и возможность для ребенка развивать сильные стороны, не отвлекаясь на ненужные дисциплины, а также рассказали про алгоритм перехода на домашнее обучение. Материал получился резонансным и вызвал много споров не только о пользе или вреде альтернативного образования, но и о том, все ли родители в состоянии привить ребенку достаточно социальных навыков дома. Нашлись и категорические противники анскулинга. Мнение одного из них мы приводим сегодня. 

Ольга Новгородова, HRD, сеть лингвистических центров Talisman:

— Одна мама в 2000 году решила перевести своего ребенка на домашнее обучение. Это была очень хорошая мама. Хотя почему была? Такой и остается — умной, любящей, образованной и прогрессивной. И мальчишка был рад. Он сразу после начальной школы перешел на домашнее обучение, это было необычно и ново  мальчик учился отлично, кругозор широчайший, глаза счастливые. На кружки ходил, на секции.

А потом я потеряла их из виду. И снова нашла буквально несколько дней назад. Парень очень тяжело переживал первую любовь в 15 лет — страдал, пытался поговорить, письма писал. Вторую любовь тоже сложно переживал, таблетки глотал. Поступил в институт и после первого же семестра сказал, что туда не вернется, потому что там либо без уважения относились к его «Я», либо просто никому до него не было особенного дела. Да и неинтересно было.

В итоге образование он получил в Чехии, отлично знает несколько языков, но не может найти хорошую работу. Почему? Он говорит, что образованные люди должны решать конфликты цивилизованным путем, а не криками и матами. Он говорит, что невозможно работать в команде, когда все вокруг идиоты. Что за работа такая, задачи выставляются некорректно, нельзя работать, когда цель не ясна. Что корпоративные пьянки — это ад, и что он ни в коем случае не хочет с людьми так общаться. И что его на работе загоняют в рамки. Список я могу продолжить. Вывод мамы после такого, полагаю, напрашивается сам собой. 

В последнее время очень многие говорят о достоинствах и качествах домашнего обучения, так называемого формата «анскулинг». Хвалят его как способ спасти ребенка от разного рода пагубного влияния. 

Скажите, приверженцы «анскулинга», вы действительно уверены в том, что обладаете достаточным уровнем знаний для того чтобы самостоятельно организовать обучение своего ребенка? Я даже не про математические задачки, которые выставляются в сетях с восклицательными знаками и смайликами в шоковом состоянии «ТАКОЕ задают в четвертом классе! Всей семьей сидим решаем». Даже не про геометрию, химию и литературу. Я про то, что преподавать нужно УМЕТЬ. Знать предмет и уметь преподавать предмет — две большие разницы. Совсем не каждый великолепный футболист может стать хорошим тренером. Но зато каждый великолепный тренер может воспитать футболиста. 

Раньше в нашей стране любой таксист умел управлять государством, а каждый менеджер — играть в футбол. Теперь почему-то появились люди, которые решили, что умеют преподавать.

Это же врожденное умение, правда? Оно передается каждой женщине с молоком матери. Психология, методология подачи материала, системность — это же так легко. И в педвузах пять лет преподавателей учат лишь знанию предмета, а вовсе не тому, как доносить информацию до самых разных учеников. Поэтому каждая мама может справиться с обучением ребенка, правда ведь? Ах, да. Такие преподаватели, как Илья Семенович из «Доживем до понедельника» встречаются только в книжках и фильмах, а в реальной жизни это троечники, которые не любят свой предмет и которых не взяли на работу в офис. 

Можно выбрать не такой радикальный вариант — «хоумскулинг», когда преподаватели приходят к вам домой несколько раз в неделю. Индивидуальная работа с ребенком, обучение глаза в глаза, выше уровень усвояемости материала, спокойная обстановка, нет галдящих одноклассников и шпаргалок под партой.

И всю оставшуюся жизнь вы сможете обеспечивать именно такое обучение своему повзрослевшему ребенку — индивидуальный тренер глаза в глаза без каких бы то ни было отвлекающих факторов?

Или он придет в институт и в первую же неделю поймет, что не может усвоить информацию, потому что вокруг, оказывается, «полно идиотов», «никому ничего не нужно», «дают информацию, не адаптированную под мои знания-навыки, а так, чтобы всем было понятно». Он же не привился в детстве. Он привык по-другому. 

А как ты, глупая курица, прокомментируешь безоценочное образование и взросление? Это же почти буддизм. Какое прекрасное квадратное зеленое солнышко нарисовал! Ты художник, ты так видишь? Ты правильно написал «абразавание», а теперь давай сделаем немного по-другому и внесем исправления в твою писанину не красной ручкой (чтобы не травмировать детскую психику), а зеленой. И, конечно, это вовсе не ошибки — это опыт. Бред? Да! Но именно так рассуждают многие поборники борьбы со «школьной уравниловкой»

Друзья, давайте называть вещи своими именами: ошибки — это ошибки. Привыкайте их делать, не бояться их и исправлять! Чтобы потом через много лет не приходить к руководителю проекта и не доказывать, что ты — свободная личность в свободной стране и выполнение своих KPI видишь именно так, а не иначе. 

Вы не хотите, чтобы вашего ребенка травмировали четко заданными рамками и необходимостью рано вставать? Вы боитесь, что его могут травить и дразнить сверстники? Что его будет ругать учитель и ему будет скучно? Я обычная мама, каких миллионы, и всегда радуюсь, когда мой сын приходит из школы с вопросами, расстройствами, проблемами и ушибами. Мы разбираем все ситуации, анализируем, учимся правильно отвечать и правильно к этому относиться.

Когда я слышу от своего ребенка «мне скучно в школе», то неизменно отвечаю «так поскучай».

Знаете, именно во время «скучания» он придумывает самые интересные затеи, приходит к самым неожиданным выводам и задает самые глубокие вопросы. И у меня большие вопросы к родителям, если вашего ребенка может травмировать ранний подъем, красная ручка в тетради, необходимость соблюдать регламенты и ходить в школьной форме. 

Да, все мамы желают своему ребенку самого лучшего. Объясните мне тогда, почему вы не боитесь, что вне садичного и школьного социума повзрослевший ребенок не научится спокойно выходить из конфликтов, переживать первую неразделенную любовь, реагировать на неадекватных людей, переживать буллинг и моббинг. Почему вы этого не боитесь? Почему вы уверены, что ваш ребенок справится, если он никогда этого не делал?

Думаете, сможете оградить подростка от жестокости окружающего мира? Так ведь нет. Не оградите. Он все равно рано или поздно выйдет один на один с действительностью. Вопрос лишь в том, будет ли он готов или окажется беззащитным.

Я знаю, что после этих строк начнутся контраргументы: да все будет в порядке, мы его водили в кружки, на секции, он прекрасно адаптированный к социуму человек. А откуда вы знаете? Как вы можете делать такие выводы, когда еще не выросло то поколение детей, которое училось на хоумскулинге? Социум еще даже не запустил свои волосатые и недружелюбные лапы в его гармоничный розовый внутренний мир. Они еще не начали искать работу, строить карьеру, жениться/выходить замуж и доказывать свое право на счастливую и достойную жизнь. Ученые и статистики в таком случае говорят, что недостаточно данных для прогнозирования.

Давайте подождем лет 10-15, а потом снова поговорим на эту тему. И я уверена, что выяснится: анскулингом мы оказываем большую медвежью услугу своим детям. Но будет уже поздно.