«Вы или нанимаете не тех людей, или пора пересмотреть ваши рабочие процессы». Почему каждый шестой старожил приносит компании вред и как это исправить — увольнением или «реанимацией».
8% сотрудников продолжают работать, несмотря на то что чувствуют себя немотивированными и не вовлеченными в рабочий процесс, что негативно отражается на компании. Об этом пишет Wall Street Journal со ссылкой на исследование компании Aon Hewitt, основанном на опросе более 1000 организаций из 60 стран и анализе ответов 4 млн сотрудников. В Aon Hewitt таких сотрудников назвали «узниками офиса».
В то время как большинство недовольных работников уходят из организации, обеспечивая здоровую текучесть кадров, «узники» остаются и тормозят развитие бизнеса. Больше всего их насчитывается среди сотрудников, которые работают в компании 26 и более лет — 17,1% или каждый шестой. В то же время среди новичков, работающих от полугода до года, «узников» меньше всего. Но у недовольных старожилов компаний есть причины, чтобы не менять работу: их зарплата выше, чем у других сотрудников. В одной из фирм, опрошенных Aon Hewitt, вознаграждение 61% «узников» было выше, чем в среднем по рынку, и 27% зарабатывали меньше медианного уровня.
Руководству компаний следует сосредоточиться, чтобы привести невовлеченных сотрудников в форму, или уволить их, так как «узники» мешают достичь поставленные цели. Некоторых недовольных можно мотивировать: они жалуются, что менеджеры не дают им раскрыть весь свой потенциал. Если это не работает, директору и отделу персонала придется быть готовыми к трудной беседе, которая включает план по повышению производительности труда и часто становится первым шагом к увольнению.
Данные: HeadHunter
Российские компании также сталкиваются с этим явлением и порой сами его взращивают, создавая невыносимые условия для сотрудников, говорит Елена Яхонтова, профессор Высшей школы корпоративного управления РАНХиГС. Некоторые организации практикуют «зажим сотрудников в тиски»: работодатель заявляет полные права на сотрудника и днем и ночью, из года в год; загружая работой сверх меры, игнорируя интересы сотрудника и законодательство, предоставление короткой передышки оценивается как награда.
«Почему сотрудники, которые ненавидят свою работу, не уходят из компании? Я вижу две причины: во-первых, зачастую, им просто некуда идти, другой работы нет. Во-вторых, есть категория сотрудников с низкой самооценкой и самоуважением, или другими психологическими проблемами, для которых состояние ненависти — что-то вроде энергетического напитка, заряжающего на определенную активность. Что делают с такими сотрудниками? Как правило, ничего. В этом случае в большинстве компаний действует принцип «спасение утопающего — дело рук самого утопающего», — сказала DK.RU г-жа Яхонтова.
Заместитель HR-директора AT Consulting Елена Манаева не верит в возможность реанимировать эмоционального погорельца без серьезного изменения его рабочей среды, например, зоны ответственности или проектов, на которых он задействован. Причина «сгорания» в том, что сотрудника не вдохновляют его текущие задачи. Такие ситуации чаще всего заканчиваются сменой работы, но если это талантливый человек и настоящий профессионал, нужно быть готовым предложить ему что-то действительно новое, говорит эксперт.
«Выгоревшего сотрудника можно привести в чувство. Во-первых, трехдневный отпуск — это не отпуск. Прежде всего, дайте человеку возможность полноценно отдохнуть не менее двух недель, почистить кэш и снизить эмоциональный фон. После возвращения сотрудника у вас будет возможность обсудить дальнейшие шаги и найти вдохновляющее обе стороны решение. Правда, надо быть готовым к тому, что, вернувшись из отпуска, человек твердо решит уйти, и вы ничего не сможете с этим поделать. Если вы не в первый раз сталкиваетесь с эмоциональным выгоранием своих сотрудников, задумайтесь об истинных причинах этого явления — вы или нанимаете не тех людей, или пора пересмотреть ваши рабочие процессы», — подчеркивает г-жа Манаева.
Нет правильного или не правильного подхода, как работать с сотрудниками, которые трудятся давно, все зависит от модели компании, говорит управляющий розничным филиалом банка ВТБ в Екатеринбурге Алексей Долгов.
«Я смотрю на персонал с точки зрения эффективности, выполнение KPI каждого рядового сотрудника и каждого руководителя. Если он эффективен — остается в команде сколь угодно долго. Мы всегда мотивируем сотрудников банка на результат», — говорит Долгов.
Если сотрудник оказался демотивирован, важно вовремя обратить на это внимание и обязательно разобраться, в чем причина — зачастую это могут быть моменты, которые можно поправить, отмечает Марина Мокина, руководитель направления коммуникаций региона Урал, Сибирь и Дальний Восток Coca-Cola HBC Россия.
«Если разговор с руководителем не приносит результата, мы рекомендуем сотрудникам пообщаться с сертифицированным коучем. Коучинговые сессии — очень эффективный инструмент. В процессе общения в основном говорит сам сотрудник, а коуч задает наводящие вопросы, отвечая на которые, человек самостоятельно находит подчас нестандартные способы решения проблемы, в данном случае — каким образом вернуть интерес к работе», — резюмирует г-жа Мокина.