«Будущие мамы ведут себя противоречиво: одновременно открывают депозиты и берут кредиты». Крупнейший банк страны проанализировал, как меняются расходы после пополнения в семье и сколько стоит школа.
Перед началом нового учебного года специалисты Сбербанка проанализировали финансовое поведение российских родителей. Данные показывают, насколько сильно рождение ребенка меняет структуру расходов человека и к каким необратимым последствиям приводит.
Происходят они скачкообразно и случаются трижды до достижения детьми совершеннолетия: непосредственно во время беременности, далее — в районе 3–4 лет, а затем — в 11 лет. На период 11–18 лет накладывается фактор возрастного изменения предпочтений родителей, отделить который становится затруднительно, — поясняют авторы исследования.
Вот что заметили эксперты:
- Доля расходов россиян на развлечения достигает своего максимума примерно за год до рождения ребенка.
- Во время беременности будущие мамы чаще покупают домашних питомцев и растения. В финансах они ведут себя противоречиво: одновременно открывают депозиты и берут кредиты.
- В первые три года жизни ребенка родители реже ходят в рестораны, меньше путешествуют и значительно сокращают расходы на спорт.
- Родители в два раза чаще берут потребительские кредиты, чем люди, не имеющие детей.
- Расходы на подготовку к школе в среднем по России в 2019 г. составили 7282 руб., что на 2,7% выше уровня 2018 г.
- В Москве и области, на Сахалине и в ЯНАО траты на подготовку к учебному году превышают 10 тыс. руб.
Краткосрочный всплеск расходов на развлечения на 6-7 месяцев до рождения ребенка эксперты связывают с тем, что, узнав о скором пополнении, будущие родители пытаются отдохнуть и повеселиться «впрок».
Во время беременности женщины ожидаемо наблюдается всплеск финансовой активности в категориях «аптеки» и «медицинские услуги». Кроме того, более чем на 10% возрастает спрос в сегментах «зоомагазины» и «магазины газонов и садов». Родители так же активно покупают товары длительного пользования. Затраты на обустройство жилья резко возрастают за четыре месяца до пополнения в семье, средний рост 44%.
Также отмечается, что начиная с рождения ребенка и до возраста 2 лет родители активно покупают игрушки, что приводит к всплеску доли этой категории на 1,5 п. п. (трехкратное увеличение расходов). В дальнейшем доля расходов на игрушки снижается, приобретая при этом ярко выраженную сезонность: их покупают главным образом ко дню рождения.
После достижения ребенком возраста 11 лет спрос на игрушки падает ниже среднего по всему населению. А характерная сезонность «дня рождения» перемещается в категорию «бытовая техника и электроника». Только к этому времени восстанавливается доля расходов на спорт. Но теперь это, по-видимому, связано в том числе с оплатой секций для ребенка. Доля таких трат начинает превышать типичный уровень, когда ребенку исполняется 5 лет, и остается выше вплоть до 15 лет. После этого спортивная подготовка у большей части детей отходит на второй план в преддверии поступления в вуз.
В наших данных также можно проследить изменение финансового поведения клиентов. Во время беременности женщины действуют противоречиво: они берут кредиты и открывают депозиты одновременно. Скорее всего, вклады нужны для того, чтобы сохранить часть декретных выплат, а кредиты берут заранее, опасаясь отказов во время декретного отпуска, — говорится в исследовании.
По оценкам банка, в целом среди граждан в возрасте 18-65 лет порядка 28% имеют потребительский кредит. По группе россиян с детьми этот показатель возрастает почти вдвое — до 52%. Также прослеживается устойчивая склонность брать ипотеку после рождения второго ребенка.
Что касается подготовки к школе, больше всего расходов по этой статье у родителей Сахалинской области, Москвы и Московской области, Ямало-Ненецкого АО, Республики Саха, Санкт-Петербурга и Ленинградской области.