Должникам в 2012 г. жить станет не легче, констатируют в Союзе руководителей служб безопасности Урала. Хоть законодатель и сменил свои меры воздействия на менее радикальные, но их стало больше.
Например, в наступившем году расширен перечень оснований для объявления розыска должника или его имущества. Так, судебный пристав-исполнитель вправе, при наличии заявления взыскателя, объявить розыск: должника по исполнительному документу неимущественного характера, если исполнение требований исполнительного документа невозможно в отсутствие должника; должника по исполнительным документам имущественного характера, если исполнение требований исполнительного документа невозможно в отсутствие должника и сумма требований по исполнительному документу в отношении должника превышает 10 тыс. руб.; имущества должника по исполнительным документам имущественного характера, если сумма требований по исполнительному документу в отношении должника превышает 10 тыс. руб.
При производстве розыска судебный пристав-исполнитель вправе запрашивать из банков данные оперативно-справочной, розыскной информации и обрабатывать необходимые для осуществления розыска персональные данные, в том числе сведения о лицах и об их имуществе.
Федеральным Законом № 389-ФЗ введена обязанность бюро кредитных историй предоставлять судебному приставам по их запросу титульную и основную части кредитной истории. Так же судебному приставу предоставлено право пользоваться по согласованию со взыскателями услугами частных детективов при розыске должника и его имущества.
Изменения затрагивают и процедуру взыскания денежных средств должника, находящихся на счетах в банках и иных кредитных организациях. Ранее срок, в течение которого банк или иная кредитная организация, осуществляющие обслуживание счетов должника, обязаны были исполнить требования о взыскании денежных средств, составлял три дня со дня получения исполнительного листа или соответствующего документа. По словам эксперта Союза Андрея Коршунова, на практике неспешность банков в исполнении требований иногда позволяла должникам избежать взыскания. Изменения, внесенные в ст. 70 ФЗ «Об исполнительном производстве» обязывают банк незамедлительно исполнить содержащиеся в исполнительном документе или постановлении судебного пристава-исполнителя требования о взыскании денежных средств.
Кроме того, ранее, при предъявлении исполнительного документа взыскателем непосредственно в банк, последний, усомнившись в подлинности документа, имел право задержать исполнение требований в целях проверки подлинности на срок до семи дней. Внесенные в закон изменения обязывают банк при проведении проверки подлинности исполнительного документа незамедлительно приостановить операции с денежными средствами на счетах должника в пределах суммы денежных средств, подлежащей взысканию.
Таким образом, возможности банков в плане проявления лояльности к их клиентам–должникам при взыскании денежных средств с их расчетных счетов будут несколько ограничены.
«Похоже, что терпение российского кредитора начинает подходить к концу. Проблема неплатежей в кредитной сфере, в ЖКХ и в предпринимательской деятельности все более привлекает к себе внимание общества. Несмотря на то, что российские СМИ периодически уверяют, что ситуация в области проблемной задолженности начинает демонстрировать положительную динамику, тем, кто реально имеет отношение к взысканию долгов, в это верится с трудом», — отметил эксперт Союза Андрей Коршунов.
В то же время станет меньше псевдоприставов, что должно несколько обрадовать должников. Начиная с 2012 г. разного рода организации, не имеющие отношения к структурам ФССП России, но активно эксплуатирующие в своих названиях слово «пристав» лишатся такой возможности. Также в 2012 г. должники не увидят в подразделениях ФССП судебных приставов-исполнителей, не имеющих высшего образования. Федеральным законом N 410-ФЗ введено требование наличия у судебного пристава-исполнителя высшего юридического или высшего экономическое образование. Предполагается, что, более высокий уровень требований к квалификации сотрудников позволит им добиться более эффективного исполнения решений судов.