В ходе раследования ситуаци вокруг ОАО «Макси-Груп», контрольный пакет которого в конце 207 года бизнесмен Николай Максимов продал Новолипецкому меткомбинату, вскрылись новые обстоятельства.
Данные свидетельствуют о том, что Максимов в 2007 году намеренно ввел в заблуждение как тогда еще президента РФ Владимира Путина и экс-губернатора Свердловской области Эдуарда Росселя, так и потенциальных покупателей акций компании, а также судебные инстанции, где рассматриваются споры вокруг «Макси-Групп».
Как уже сообщалось, осенью 2007 года Николай Максимов написал открытое письмо Владимиру Путину, где жаловался, что из-за финансового кризиса в США российские банки отказались рефинансировать выданные «Макси-Групп» кредиты. Именно за счет заемных средств держался бизнес Максимова: он умудрился открыть для своей небольшой компании кредиты в 50 банках на порядка 40 млрд рублей, по нескольку раз перезаложив имущество «Макси-Групп». К операции по спасению компании активно подключился экс-губернатор Свердловской области Эдуард Россель, который лично проводил переговоры с инвесторами (в частности, с владельцем «Металлоинвеста» Алишером Усмановым, которого Максимов в последствие неожиданно разорвал отношения).
В итоге Николай Максимов продал контрольный пакет «Макси-Групп» Новолипецкому меткомбинату. По условиям, НЛМК и Максимов перечислили на «Макси-Групп» займы по 7,3 млрд рублей каждый, но затем Максимов вывел 5,9 млрд рублей на свои счета. Кроме того, в результате проверок выяснились и другие финансовые многоходовки Максимова и его команды. При этом бизнесмен считает, что НЛМК недоплатил ему за проданный актив (так, через суды он требует взыскать с комбината долг в размере 14,7 млрд рублей). По заявлениям же НЛМК, «Макси-Групп» не стоила тех денег, которые за нее уже заплачены.
Новые документы, которые появились в распоряжении НЛМК, действительно свидетельствуют, что «Макси-Групп» уже по итогам 2006 года могла считаться несостоятельной. В связи с расследованием возбужденных в отношении Максимова уголовных дел по официальному запросу аудитор «Макси-Групп» компания PriceWaterhouseCoopers предоставила аудиторское заключение к отчетности за 2006 год, в котором констатируются наличие «значительной неопределенности, которая может вызвать серьезные сомнения относительно возможности Группы непрерывно продолжать свою деятельность». Данная оговорка фактически является выраженным сомнением аудитора в состоятельности компании. Только краткосрочные обязательства «Макси-Групп» на тот момент превышали оборотные средства компании более чем на 17 млрд рублей, говорится в документах, в то время как Максимов до сих пор во всех публичных и судебных инстанциях продолжает говорить о том, что компания «динамично развивалась» и поиск покупателя в 2007 году был поиском инвестора.
Кроме того, из документов следует, что Николай Максимов и его представители в ходе судебных разбирательств утаили от судов важную информацию об их аффилированности с рядом компаний, с которых «Макси-Групп» потом безуспешно пыталась взыскать дебиторскую задолженность. Ту самую, которая Максимовым была включена в расчет стоимости акций ОАО «Макси-Групп». После вхождения НЛМК в капитал «Макси-Групп» все основные предприятия–дебиторы прибегли к самоликвидации и банкротству, которые проводились Максимовым. Одновременно в судах начались процессы по взысканию искусственной кредиторской задолженности с предприятий «Макси-Групп» перед аффилированными Максимову структурами. В ходе судебных разбирательств представители Максимова отрицали аффилированность с данными компаниями, вводя в заблуждение судебные инстанции.
В то же время в письме-представлении, подписанном бывшим гендиректором «Макси-Групп» Александром Логиновских и предоставленным летом 2007 году в компанию PriceWaterhouseCoopers, топ-менеджмент Максимова подтверждает данные об аффилированности и прямо приводит список компаний-дебиторов, находящихся под общим руководством и прямым контролем Максимова как основного акционера ОАО «Макси-Групп».
В затянувшемся споре акционеров ОАО «Макси-Групп» документы, представленные PriceWaterhouseCoopers могут явиться веским доказательством преднамеренного обмана судебных инстанций со стороны Максимова и оказать существенное влияние на судебные расследования, касающиеся реальной цены приобретения акций компании.
Напомним, в настоящее время в ОАО «Макси-Групп» Арбитражным судом Свердловской области введена процедура временного наблюдения.