премьера рубрики Уважаемые читатели, «ДК» представляет рубрику «Черное и белое». Здесь мы публикуем мнения экспертов с ключевых региональных рынков: как влияет кризис на отрасль, смежные рынки
премьера рубрики
Сергей Третьяков
директор компании «Атомпромкомплекс»
МИНУС
Кризиса, по-честному, никто не ждал. И металлурги, и трейдеры привыкли к тому, что цены ежемесячно растут, штаты расширяются, зарплаты увеличиваются, а клиентские базы пополняются все новыми и новыми потребителями проката. Никто не мог прогнозировать, что уже в августе этого года цены резко поползут вниз. А они не просто поползли. Упали. Прокат уже подешевел вдвое. Даже больше. По всему сортаменту. И это не предел. В течение ноября цены потеряют еще 10%. А в декабре-январе произойдет еще более существенное падение расценок. Насколько — сейчас сказать трудно и даже страшно.
Дебиторская задолженность растет. Ключевые потребители металлопроката — машиностроители и застройщики — остались без денег. Все. Как пример — Уралмашзавод. Гигант машиностроения. Крупнейший потребитель металла. Долгие годы никаких проблем с покупкой проката у него не было. Сегодня Уралмаш — наш должник. Задержка оплаты уже достигла пяти месяцев. А он даже график погашения долга еще не составил. И мы не знаем, что делать. Возможно, придется обращаться в арбитраж.
Трейдеры вынуждены ужесточать условия для покупателей. Мы, как и многие наши коллеги, сейчас подумываем о том, чтобы отказаться от рассрочек платежа. Работать будем только по стопроцентной предоплате. Понятно, что таким образом мы потеряем много клиентов, просто не готовых единовременно выплачивать всю сумму. Но другого выхода нет. У металлоторговцев собственных средств становится все меньше. И они не готовы платить за тех, кто оказался в финансовой яме.
Продавцы металла затягивают пояса. Пока живем за счет «жирка», накопленного во времена бурного роста цен и прибыли. Но штаты уже начали сокращать. «Атомпромкомплексу» пришлось расстаться с 5-6% работников. В основном это сотрудники металлобазы — рабочие. Офисных сотрудников (менеджеров по продажам) увольнять смысла нет. Они живут на проценты. И, если спрос будет и дальше падать такими темпами, уйдут сами, оставшись без заработка. В итоге штаты большинства трейдеров сократятся на 50-60%.
ПЛЮС
Комбинатам придется пересмотреть подходы к работе с трейдерами. Последние годы они могли диктовать свои условия всем остальным участникам рынка. 50-60% продукции металлургов уходило на экспорт. Внутренний рынок жадно поглощал оставшийся прокат. Спрос значительно превышал предложение. И комбинаты могли выбирать, с кем из трейдеров работать, а кому отказать. Сейчас ситуация изменилась принципиально. Экспорт упал до 20%. Внутренний рынок сократился в разы. Металл залеживается. И комбинатам впору активно искать покупателей.
Трейдер может рассчитывать на уступки со стороны металлургов. Комбинаты смягчают свои условия. В прошлом году ноябрьский заказ я должен был разместить на предприятии не позднее 15 октября. Если не уложился — проката не будет. И даже если успел, не факт, что получишь столько металла, сколько нужно. А в этом году металлурги согласились ждать моей ноябрьской заявки до конца октября. Другого выхода у них нет.
Сворачивать бизнес организации уровня Сталепромышленной компании, «КОМТЕХ» или «Сталь-Энерго» не будут. Переждут. А мелочь позакрывается. Понятно, что через два-три года, когда все уляжется и ситуация войдет в нормальное русло, перепродавцы вновь хлынут на рынок. Но в промежутке, когда у потребителя проката деньги уже появятся, а мелкие компании еще не успеют активизироваться, у оставшихся на плаву трейдеров будет шанс укрепить свои позиции и увеличить долю рынка. И они этим шансом воспользуются.