Вслед за размещением по всему городу рекламных баннеров новой финпирамиды «МММ-2011», местные соратники небезызвестного Сергея Мавроди начали применять нетрадиционные методы рекламы.
Речь идет о распространении в Екатеринбурге денежных купюр, на которых проставлена печать, содержащая рекламу «МММ-2011». Об этом стало известно из сообщения блогера под ником reg66 на Портале 66.ru. Блогер сообщает, что получил купюру достоинством 50 руб. в виде сдачи в магазине. Также он публикует фотографию банкноты.
Отметим, на текущий момент других сообщений о хождении в обороте денежных знаков с рекламой финпирамиды не поступало. Впрочем, вполне можно ожидать, что скоро их количество может стихийно увеличится. Показателен пример Нижнего Новгорода, где недавно подобный рекламный ход получил массовое распространение. По сообщениям нижегородских СМИ, сначала на купюры начали «штамповать» рекламу салонов цветов и багетных мастерских, затем - услуг по перевозке мебели и ремонту, позднее «подключились» организации и из других сфер деятельности. Причем, «штампуют» в Нижнем как «десятки», так и тысячные купюры.
Екатеринбургские эксперты полагают, что подобные рекламные методы могут быть эффективными, однако не в случае с финпирамидами. Директор РА «МедиаПартнер» Марина Чумакова сообщила DK.ru, что реклама «МММ-2011» на банкнотах - это один из первых прецедентов в Екатеринбурге.
Марина Чумакова, директор РА «МедиаПартнер»:
- За границей, в США, например, купюры уже давно являются рекламным носителем. В Екатеринбурге это, наверное, один из первых прецедентов. С учетом рекламируемого продукта – деньги - этот рекламный ход можно считать вполне удачным. Продвигаемый продукт понятен и напрямую связан с деньгами; рекламный носитель напрямую попадает в руки целевой аудитории. Ну и что чаще денег мы держим в руках? Деньги к деньгам, как говорится. Другое дело, будет ли такая реклама эффективна с учетом сложившейся репутации «МММ-2011»?
Кстати, в Нижнем Новгороде местное отделение Центробанка РФ посчитало размещение рекламы на купюрах - порчей дензнаков, и вроде бы начало изымать «штамповки» из обращения. Однако все не так просто: как рассказал DK.ru Артем Денисов, управляющий партнер ЮК «Генезис», ответственность за намеренную порчу банкнот законодательством не предусмотрена.
Артем Денисов, управляющий партнер ЮК «Генезис»:
- Согласно п.1 Указаний ЦБ РФ от 26.12.2006 №1778-У «О признаках платежеспособности и правилах обмена банкнот и монеты Банка России», платежеспособными являются банкноты и монеты Банка России, имеющие силу законного средства наличного платежа на территории РФ с повреждениями в виде надписей, оттисков штампов, пятен и др. Отсюда можно сделать вывод, что купюра, о которой говорит блогер, является платежеспособной.
Кроме того, нужно учитывать, что в соответствии со ст.3 Федерального закона «О рекламе», под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц... Также в законодательстве существуют понятия «ненадлежащая» и «недобросовестная» реклама. Но случай размещения рекламы на банкнотах не соответствует по определению ни одному из этих понятий. Вывод следующий: в законе не определено, на каких поверхностях и предметах можно размещать рекламу, а на каких – нельзя. Таким образом на основании разрешительного принципа действия гражданского законодательства «все что прямо не запрещено – разрешено», размещать рекламу на банкнотах можно.
А ответственность за порчу банкнот законодательством не предусмотрена. Даже если это делается намеренно.
Напомним, Сергей Мавроди - создатель классической и крупнейшей в истории России финансовой пирамиды «МММ». В 1990-х организации удалось привлечь, по разным оценкам, до 15 млн вкладчиков. К началу 2000-х «МММ» прекратила свое существование, тысячи вкладчиков потеряли все вложенные средства. Мавроди был арестован, после суда он провел несколько лет в тюрьме и вышел на свободу в мае 2007 г. В январе 2011 г. он объявил о создании новой финпирамиды «МММ-2011». В течение года реклама «МММ-2011» захлестнула города России и некоторых стран бывшего СССР. По некоторым данным, такая рекламная кампания ежемесячно обходится Мавроди в несколько десятков тысяч долларов.
DK.ru продолжает следить за развитием событий.