Преображение Екатеринбурга к «ЭКСПО 2020», о котором говорят екатеринбургские и свердловские чиновники, уже начинается: в городе появится новый сверхсовременый вокзал. ЭСКИЗЫ ПРОЕКТОВ
Уже ударили по рукам с
РЖД: на столице Урала обкатают пилотный проект по реконструкции
вокзалов, который затем могут запустить по всей стране. Ориентировочная
стоимость нового «Екатеринбурга-Пассажирского» - около 10 миллиардов
рублей, уже есть две приблизительные концепции, от немцев и французов -
одна эффектнее другой.
Строительство нового железнодорожного вокзала в
Екатеринбурге должно стать вторым крупным проектом «Корпорации развития
Среднего Урала», которую курирует первый вице-премьер правительства
Свердловской области Михаил Максимов (первым таким проектом стало
строительство международного выставочного центра «Екатеринбург –
Экспо»). Вчера, 4 августа, Максимов подписал с начальником дирекции
вокзалов ОАО «РЖД» Сергеем Абрамовым соглашение о сотрудничестве и
взаимодействии. Этот документ, пояснили в министерстве развития
и инвестиций, подразумевают совместную работу по проектированию нового
вокзального комплекса в Екатеринбурге. Технически совместная работа
свердловчан и железнодорожной госмонополии будет выглядеть так: дочка
«РЖД», компания ОАО «РЖД – Развитие вокзалов», станет соучредителем уже
созданного в Екатеринбурге ООО «Развитие вокзалов Урала» вместе со
свердловской государственной «Корпорацией развития». Еще ранее
губернатор Александр Мишарин и президент РЖД Владимир Якунин подписали
соглашение, в рамках которого Екатеринбург рассматривается как площадка
для пилотного проекта реконструкции вокзала.
Планируется, что зимой ОАО «РЖД» и новая
компания подпишут инвестиционный контракт, а внутри госмонополии будет
принято решение о развитии путевого хозяйства, позволяющее начать работы
по реконструкции. К июню 2012 года совместной компании предстоит
определить источники финансирования, оформить права аренды или
собственности на прилегающие к вокзалу территории, к осени 2012 года –
закончить разработку проектно-сметной документации и начать
строительно-монтажные работы.
По предварительным оценкам, всего на
реконструкцию будет потрачено около 10 миллиардов рублей. При этом, как
рассказал Михаил Максимов, перед корпорацией стоит задача до
минимума сократить бюджетные вложения и найти частного инвестора,
который бы взял на себя основные расходы. Подразумевается, что таким
инвестором будет девелоперская компания, которая сможет в последующие
годы коммерчески эксплуатировать площади вокзала, где будут
располагаться магазины, рестораны быстрого питания, отделения банков,
гостиницы и т.п., как это принято в Европе.
Успешная реализация пилотного проекта в
Екатеринбурге позволит «РЖД» начать глобальную программу реконструкции
вокзалов по всей стране. В крупных городах вокзалы должны быть станциями
европейского уровня – чистыми, опрятными помещениями с развитой
инфраструктурой и сферой услуг. С точки зрения экономики города,
современный вокзал – важная точка роста, во многом определяющая
городское лицо. Сегодня уровень екатеринбургского вокзала и
екатеринбургского аэропорта «Кольцово» несопоставимы, но через несколько
лет это должны быть одинаково удобные и комфортабельные пассажирские
терминалы.
Сейчас «Корпорация развития» рассматривает два
основных проекта реконструкции вокзала. Оба подразумевают сохранение
исторического здания железнодорожного вокзала и возведение новых
построек за ним, над железнодорожными путями.
Сейчас люди попадают к поездам через старинное
здание вокзала 1915 года постройки, достаточно тесного и неуютного.
Через подземные переходы, состояние которых также оставляет желать
лучшего, они проходят к платформам, располагающимся прямо под открытым
небом.
Первый проект обновленного вокзала помогала
разрабатывать немецкая компания «Deutsche bahn». Это весьма эффектная
идея – она подразумевает строительство своеобразной «летающей тарелки»,
которая накроет платформы огромным куполом. Внутри «тарелки» будут
располагаться помещения вокзала и торговые площади – всего около 120
тысяч квадратных метров. Поезда будут проходить на нижнем уровне, куда
пассажиров отвезут эскалаторы и лифты. А на крыше вокзала, согласно
проекту, разместится парковая зона.
Это очень заметная и интересная постройка,
однако пока что в правительстве называют проект чересчур сложным
технически. Он подразумевает строительство огромного здания над путями,
Транссиба где движение не может останавливаться.
Здесь другая идея: над существующими путями
проходит стеклянная галерея с двумя ответвлениями-платформами, а сами
вокзальные помещения и сопутствующий торгово-развлекательный центр
располагаются за путями, в высотном здании на улице Завокзальной.
Предполагается, что работы над новым вокзалом
пройдут в несколько этапов и займут (очень приблизительно) до 4-5 лет,
то есть могут быть закончены к 2016 году.