Как в столице Урала делят высокомаржинальный рынок с месячным оборотом 100 млн руб., и почему региональной коммерческой «разборкой» заинтересовался замгенпрокурора РФ?
«В ходе расследования будут тщательно проверены сведения о возможной причастности к деятельности подозреваемых как бывших, так и действующих сотрудников правоохранительных ведомств», — пояснил старший прокурор управления Дмитрий Серебреников.
«Чайка — выходец из 90-х, и работал он соответствующими методами: угрожал конкурентам и уничтожал их имущество. Лично у нас «дондики» сожгли машины», — рассказал один из участников рынка ритуальных услуг, пожелавший не афишировать свое имя.
«Лично против меня члены группировки не без помощи своих знакомств в правоохранительных органах сфабриковали уголовное дело, чтобы выдавить меня с рынка. Я даже знаю, что за это „дондики” якобы заплатили 250 тыс. руб.», — рассказал глава похоронного бюро «Эмма» Евгений Полуяхтов.
«Средняя стоимость похорон в городе варьируется от 50 тыс. руб. до 250 тыс. руб. Однако в некоторых случаях цена может вырасти в несколько раз. К примеру, если человек пожелает похоронить родственника на Широкореченском кладбище, которое в данный момент закрыто, то только стоимость места без ритуала захоронения может обойтись ему в 200 тыс. руб.», — поясняют участники рынка.
В действительности все услуги по захоронению человека оказываются гораздо дороже: за нахождение тела в морге, покупку венков и организацию поминок родственникам и близким умершего придется заплатить дополнительно несколько десятков тысяч рублей. В итоге общий расход на похороны зачастую достигает 100-200 тыс. руб. или даже больше.
Когда речь заходит о теневой стороне похоронного рынка России, подразумевается не только нигде не фиксируемое завышение цен на стандартные услуги, но и перепродажа мест на «модных» кладбищах, а также продажа информации о смертях.
«Черные» агенты и многочисленные похоронные организации стали массово появляться на рынке в 2002 году, когда власти отменили лицензирование похоронной деятельности, рассказал Кодыш. Эти бизнесмены покупают через собственных информаторов (чиновников, врачей, сотрудников полиции и т.д.) сведения о смерти человека, после чего выходят на его родственников и предлагают свои услуги по захоронению. Обычно эти услуги обходятся в 2-3 раза дороже, чем в аналогичной государственной организации.