Меню

В Екатеринбурге состоялся первый региональный форум по франчайзингу

Инициируя конференцию «Франчайзинг: новые возможности бизнеса» в Уральском регионе, «Деловой квартал» выступил первопроходцем. Как отметил директор сети журнала Олег Лазарев в своем приветственном

14 декабря 2007 г. в екатеринбургском Центре Международной Торговли состоялась первая региональная конференция «Франчайзинг: новые возможности бизнеса». Масштабный форум, целиком посвященный одной из наиболее перспективных моделей развития бизнеса — франчайзингу, — организовали журнал «Деловой квартал» и профессиональный ресурс для поиска франчайзингового партнера www.beboss.ru. Франчайзинг — взаимовыгодное партнерство
Инициируя конференцию «Франчайзинг: новые возможности бизнеса» в Уральском регионе, «Деловой квартал» выступил первопроходцем. Как отметил директор сети журнала Олег Лазарев в своем приветственном слове, бизнес-форум «Делового квартала» и www.beboss.ru — первая подобная конференция за пределами Садового кольца. Эта инициатива — точная и своевременная реакция на важнейшие тенденции в российском предпринимательстве. Количество действующих франшиз в России за последние пять лет выросло более чем в 14 раз — с 42 в 2002 г. до 603 в 2007 г. (данные компании «FRANSH Стратегия роста»), и все эти франчайзинговые проекты движутся в регионы. У франчайзинга много выгод. Андрей Новиков, руководитель управления франчайзинга сети универсамов «Патэрсон»: «Франчайзинговая модель — оптимальное решение для малого и среднего бизнеса, позволяющее быстро развиваться в условиях жесткой конкуренции. Приобретая франшизу крупной компании, предприниматель получает самое главное — раскрученное имя и отточенные технологии, а также, применительно к розничному рынку, поставщиков, готовых поставлять товары с большими скидками и на хороших условиях».
 
Но эти выгоды достижимы лишь при взаимовыгодном сотрудничестве равноправных партнеров — франчайзора и франчайзи. Михаил Норкин, директор департамента франчайзинга компании «ЦентрОбувь», снискал особую популярность аудитории, сравнив процесс выбора и приобретения франшизы с отношениями мужчины и женщины. По его словам, франчайзор и франчайзи проходят те же этапы, что и супруги: поиск партнера, «конфетно-букетный» период, семейный быт, череду конфликтов, которые часто приводят к разводу. Но он совсем не фатален, нужно лишь не торопиться с выбором франшизы, последовательно и методично проверяя, насколько совпадают цели потенциальных парт­неров. Евгений Иванов, управляющий парт­нер компании «FRANSH Стратегия роста», выделил основные блоки, из которых, как из кирпичиков, складываются отношения франчайзи и франчайзора. Это цена франшизы (паушальный взнос, роялти, отчисления на маркетинг), объем инвестиций, рыночная конъюнктура, ценность марки, опыт франчайзора, контроль (локация, стандарты, эксклюзивы и т. д.), поддержка на этапе запуска и функционирования, условия продления договора либо его расторжения.

Геннадий Кочетков, вице-президент по развитию бизнеса компании Subway, предостерег участников — потенциальных франчайзи от легкомысленного отношения к выбору и запуску франшизы, которая всякий раз подвержена тем же рискам, что и любой предпринимательский проект: «Франчайзинг — это не продажа готового бизнеса! Ключевым в успехе франшизы является способность и желание нового франчайзи учиться. Заключив франшизный договор, предприниматель вступает с организатором франшизной сети в сделку по созданию нового бизнеса в соответствии с принятой в данной сети моделью». Многогранность отношений партнеров иллюстрируется сложностью юридической конструкции франшизы. По словам Азата Муртазина, консультанта «FRANSH Стратегия роста», конкретный проект может регламентироваться целой системой соглашений, среди которых, например, договор о конфиденциальности, лицензионный договор, договор коммерческой концессии, договор на оказание услуг (консалтинг, обучение), договор на использование бизнес-системы (ноу-хау), договор поставки, агентский договор, дилерский договор, договор продажи, субдоговоры франчайзинга и т. д.

Важнейшая составляющая франчайзинговых проектов — финансирование — постепенно становится все доступнее. По словам Антона Буркова, директора дирекции организации продаж малому бизнесу Уральской региональной дирекции Финансовой корпорации «УРАЛСИБ», кредитные продукты банка позволяют как оплачивать закупаемый у франчайзора товар, так и приобретать саму франшизу. Сегодня на территории Урала в Банке «УРАЛСИБ» получили кредиты порядка 10 франчайзи.
Франчайзинг поднимает сферу торговли и услуг на новый уровень
 
Франшизы, представленные на специальной сессии*, были настолько разнообразны, что могли бы с лихвой удовлетворить по­требности среднестатистической семьи. Купив продукты и товары первой необходимости в «Патэрсоне», обувшись в «ЦентрОбуви» или магазине Camelot, семья могла бы одеться с ног до головы в одном из магазинов джинсовой одежды Westland. Представительницы прекрасной половины человечества надолго задержались бы в сетевом магазине итальянской одежды Dolce Vita, и даже голод не смог бы надолго прервать шопинг, потому что перекусить можно было бы или в одной из закусочных «Подорожник», или в кафе «Чайная ложка». Квартирный вопрос помогло бы решить одно из агентств недвижимости Дом.ру, а обставить новое жилище позволил бы мебельный салон BoConcept. После этого ничто не омрачило бы путешествие за рубеж, причем если бы супруги на время захотели отдохнуть друг от друга, один из них мог бы купить путевку в турагентстве «VKO Клуб», а другой — в «ЭЛИТЕ Трэвэл». Необходимое для путешествия туристическое и спортивное снаряжение, конечно, нашлось бы в торговой сети «СПОРТМАСТЕР», а аксессуары для выходов в свет (бижутерию и украшения) обеспечил бы магазин PUR PUR. По крайней мере, взыскательный вкус директора туристической сети «ЭЛИТА Трэвэл» Наталии Обориной PUR PUR удовлетворил полностью: она вызвала овацию участников конференции, во всеуслышание заявив «Хочу бусики!» Причем относилось это и к ассортименту PUR PUR, и к франшизе на эту марку. Привезенные из-за рубежа сувениры и подарки можно было бы отправить друзьям и родственникам с помощью транспортно-логистического сервиса от Группы компаний Armadillo (бренд DPD).

Особенностью конференции было и то обстоятельство, что она существенно расширила представление участников о перспективных видах бизнеса. Андрей Тарасов, гендиректор «ИНВИТРО-Челябинск», представил уникальную сеть лабораторной диагностики ИНВИТРО, работающей на бурно развивающемся рынке медицинских услуг.
Конференция «Франчайзинг: новые возможности бизнеса» оказалась не только крайне содержательной и насыщенной, но и динамичной. Хорошее настроение не покидало участников до финального фуршета и розыгрыша призов. Полностью достигнув своих целей, организаторы решили сделать этот бизнес-форум регулярным.

Руководитель направления Анна Курганова
тел. (343) 379-40-49 (вн. 572),
e-mail: kurganova@apress.ru,
www.dk.ru