Меню

Екатеринбург может не дождаться «Левиафана» и «Да и да»

Прокатчики Екатеринбурга не знают, попадут ли в кинотеатры российские фильмы «Левиафан» и «Да и да», где герои ругаются матом. Закон, запрещающий нецензурную брань в кино, они приветствуют.

Напомним, фильм «Да и да» (2014) Валерии Гай Германики получил награду Московского международного кинофестиваля за лучшую режиссуру и приз жюри Международной федерации кинопрессы (ФИПРЕССИ). «Левиафана» (2014) Андрея Звягинцева наградили за лучший сценарий в Канне. В широком прокате фильмы еще не показывали, и неизвестно, покажут ли. С 1 июня в России действует закон о запрете на употребление мата на телевидении, в кино, литературе, СМИ, на концертах и в театральных постановках.

Кинопрокатчики считают, что это правильно, — искусство может обойтись без мата.

«Сейчас часто обращаются к опыту, накопленному нашей страной в советское время, — рассуждает Александр Прохоров, КСК «Олимп». — Так вот, по советскому уголовному кодексу нецензурная брань могла квалифицироваться как хулиганство с применением соответствующих санкций. Меня, как и многих моих знакомых, нецензурная брань коробит, так что к запрету мата в кино отношусь положительно. Думаю, талантливый режиссер сможет обойти этот запрет без ущерба для художественных качеств фильма».

Леонид Берсенев, замдиректора сети «Премьер зал», впрочем, не так категоричен.

«Здесь все зависит от фильма, — считает он. — Если речь идет о попсовом кино, рассчитанном на широкую аудиторию, — да, эпизоды с руганью надо перемонтировать или как минимум «запикивать». Потому что увидеть такой фильм может любой зритель, даже дети, несмотря на возрастные ограничения. Но для узкой аудитории в рамках фестивальных показов мат допустим, если добавляет картине особый смысл и автор не может поступиться ни одним словом».

Доберутся ли «Левиафан» и «Да и да» до Екатеринбурга, в кинотеатрах сказать не берутся — прокатных удостоверений у фильмов пока нет. По мнению прокатчиков, компромисс с законом будет зависеть от желания продюсеров.

«Если прокат этих фильмов был изначально запланирован, наверняка они найдут аргументы для режиссера и средства на перемонтаж», — полагает г-н Прохоров.

Андрей Звягинцев, впрочем, уже заявил, что готов внести правки в авторскую версию. Как поступит Гай Германика, можно только догадываться.