Меню

В города хотят вернуть ларьки и автолавки. Несколько лет назад их почти выдавили с рынка

«Производителей, которые хотят представить свои продукты на полках сетей, гораздо больше, чем самих сетей». После того как формат малой торговли зачистили, власть снова задумалась о его развитии.

Минпромторг предложил вернуть на улицы крупных городов ларьки и автолавки, которые власти до этого планомерно убирали. Как замглавы ведомства Виктор Евтухов сказал в интервью «Российской газете», крупные торговые сети занимают 30-40% рынка, но «производителей, которые хотят представить свои продукты на полках торговых сетей, гораздо больше, чем самих сетей и их магазинов». 

По словам замминистра, в России в два раза меньше торговых площадей на тысячу человек, чем во многих европейских государствах. В стране может появиться минимум 50 тыс. автолавок — это дополнительная загрузка автопрома и сотни миллиардов рублей дополнительных инвестиций в мобильные форматы. 

Малая нестационарная розница дает рабочие места не только в торговле, но и в смежных сферах. По оценкам экспертов, развитие нестационарной и мобильной торговли дополнительно создаст до 250 тысяч рабочих мест, — сказал г-н Евтухов. 

Малые форматы сохранились в небольших городах, где торговым сетям работать невыгодно. Но зачастую развитие ларьков зависит от личных предпочтений глав муниципалитетов.

Там, где есть нормальное отношение к торговле, нестационарные и развозные форматы развиваются. Потом может прийти другой глава и принудительно все убрать, — отметил замминистра.

Минпромторг разработал законопроект, который «совершенствует правовое регулирование организации нестационарной и развозной торговли», заявил Виктор Евтухов. Документ призван защитить права предпринимателей.

Многим производителям продуктов питания приходиться заниматься развитием собственной розницы, потому что крупные ритейлеры вынуждают их сильно снижать цены. Кроме того, в сетях невозможно представить всю линейку продукции, а ввод нового продукта в продажу занимает слишком много времени.

Во многих крупных городах власти почти выдавили ларьки и автолавки с рынка. Так, в Москве в феврале 2016 г. снесли множество торговых павильонов, признав их самостроем, хотя у многих владельцев были оформлены все документы о собственности. В Екатеринбурге городская власть считает, что киоски как вид торговли «неприемлем в 21 веке» для города, претендующего на статус третьей столицы, и поэтому их надо ликвидировать. 

По словам и.о. председателя комитета по товарному рынку администрации Екатеринбурга Елены Чернышевой, на 1 ноября 2018 г. в городе было выявлено не менее 200 несанкционированных торговых объектов.