Меню

«В истории с Храмом-на-воде власти сами подкидывают дровишки. Ментос и кола смешиваются»

0,1% — это много или мало, чем запрудисты отличаются от антихрамистов и можно ли протестами остановить стройку Храма-на-пруду. От внимания Евгения Енина не уйдет ни одно резонансное событие.

Рубрика: Смотритель

Он начинал с работы фрезеровщиком, а стал журналистом. В 1988 г. возглавил редакцию молодежных программ на областном радио, и уже через три месяца был отстранен от эфира решением бюро Обкома КПСС — как недостойный вести советскую молодежь в светлое будущее. Он работал на всех избирательных кампаниях, начиная с выборов в Верховный Совет СССР в 1989 г. Стал академиком Российского телевидения, получил восемь ТЭФИ. Он опубликовал семь книг, а с появлением соцсетей стал одним из самых читаемых блогеров Екатеринбурга — с девизом «в жопу политкорректность» и самыми жаркими спорами в комментариях.

В еженедельной колонке Евгения Енина те события прошедшей недели, о которых стоит узнать, чтобы развлечься или всё поменять в жизни, бизнесе или… стране — это как получится.

0,1%

Давайте я сразу скажу: это была красивая и добрая акция. А среди тех, кто выступает против Храма-на-воде, большинство — это замечательные люди. Есть изрядно демшизы и злобных придурков, но это как возле любого кипиша. И второй раз обнимать пруд пришло в десять раз больше людей, чем в первый, — 1500 против 150.

Это большое достижение борцов с планами постройки Храма-на-воде. Их большая проблема — это всего 0,1% жителей города.

Если в первый раз организаторы объясняли полученный результат тем, что горожан не удалось проинформировать, в этот раз удалось вполне. Было телевидение, радио, листовки, соцсети. Имеющие уши услышали, и что выросло, то выросло.

Организаторы придумали новые оправдания, пропитанные их фирменной логикой. Например: на акцию против террора в тот же день пришло еще меньше народа. Или: акции «за» храм-на-воде вообще никогда не было. Или: это не значит, что недовольных храмом 0,1%, на самом деле их гораздо больше. Да, наверняка больше. Но в листовке было ясно написано: «Пусть они увидят, как нас много».

Ок, увидели.

Я и все мои знакомые

Есть такая ловушка сознания: «я и мои знакомые». Слышали, наверное: «Выборы фальсифицированы, потому что ни я, ни кто из моих знакомых за ЕР не голосовал»? Вот это она и есть. Если все вокруг тебя против Храма-на-воде, начинает казаться, что и большинство горожан против. Тогда как есть сильное подозрение, что большинство горожан, если провести соцопрос, будет «за». Ровно потому же, почему большинство в опросах называет себя православными. Но, как показало вскрытие коллективного мозга в соцсетях, участники протеста совершенно искренне верят в то, что большинство екатеринбуржцев против Храма-на-воде. Потому что по-другому просто быть не может. А если кто-то пишет, что 0,1% недовольных чем-то — мало, чтобы это что-то отменить, то он перешел на сторону тьмы — ни один человек подумать такое искренне, по доброй воле и бесплатно не может.

То есть, мы переходим в область веры.

Секта запрудистов

Никакой единой, вертикально структурированной, гомогенной организации «против храма» или «за пруд», нет. Но забавно наблюдать, как, общаясь между собой, протестующие вырабатывают общую мифологию и идеологию.

Так, например, «против храма» было заменено «за пруд», как более универсальное и очищенное от антиклерикализма. Идиоты, которые на раннем этапе в качестве основных аргументов «против» выдавали в пространство бред вроде того, что храм будет строиться на бюджетные деньги, поутихли. Сейчас в качестве символа веры, главного догмата, циркулирует утверждение о том, что водная гладь пруда священна, и никакое строительство там недопустимо. Была эта мысль в сознании горожан хоть полгода назад? Пруд — неприкасаемое пространство?

Нет.

Например, два года назад довольно широко обсуждался проект здания филармонии в виде стоящего на уголке куба ровно на том же месте, где планируется храм. Восторги были, протестов «ничего нельзя на пруду» не было. А месяц назад самым модным аргументом «против» было сохранение «исторической панорамы». Но после того, как многократно было замечено, что никакой «исторической» панорамы не существует, так как не существует панорамы в едином стиле, который можно испортить, в качестве предмета поругания и объекта защиты ее заменила водная гладь. Она куда больше подходит на эту роль, потому что в ее святость можно или верить, или не верить, но спорить об этом на рациональном уровне невозможно, значит, невозможно проиграть этот спор.

Мы лучшие

Готовы ли протестующие признать свое поражение, если таковое случится? Суть акции в прошедшую субботу: показать, что недовольных планами строительства так много, что с планами следует расстаться. Но что будет, если, например, Епархия проведет крестный ход «за храм» вокруг пруда тысяч на пятнадцать? А она сможет, если захочет — крестные ходы в Царские дни собирали пятьдесят и больше тысяч. Ну и все, это демократия, детка. Но судя опять же по соцсетям, сдаваться «запрудисты» не собираются. Потому что они лучше, они свободные люди со святой целью, а «за» храм сгонят, подкупят и пр. Что является еще одним признаком сектантского мышления: ни одна секта не прекратилась от того, что большинство не разделяет ее веру, скорее, наоборот.

Можно ли с помощью «обнимашек» остановить стройку?

С другой стороны, если организовать действительно массовый протест, планы по постройке Храма-на-воде на самом деле могут поменяться. Так, как это было с транспортной реформой — и без всяких митингов власть поняла, что горожанам это очень не нравится, и эту телегу закатили за президентские выборы, на 2019 год.

И шансы на рост протеста есть.

Власть сама подкидывает дровишки, тщательно игнорируя недовольство пока небольшой, но «громкой» части горожан. Двигателем протестов против храма на площади Труда было не столько возмущение потенциальными архитектурными переменами, сколько то, что власть не проявила достаточного уважения к горожанам. «Власть на нас плюет» — это куда более сильный раздражитель, чем картинки с храмом в заливе у «Космоса». А уж когда этот ментос и эта кола смешаются…

Зачем власти играть на разжигание? Да не зачем, не так уж много чего у нас в стране делается по тщательному расчету.

А если?

Ну и нельзя не заметить, что если Храм-на-воде будет построен, то за полгода максимум мы к нему привыкнем, а молодожены начнут фотографироваться на мостиках еще раньше. Ну, вот так мы с вами устроены.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции DK.RU