Кирилл Варламов не собирается покидать пост гендиректора NAUMEN в связи с назначением в структуру Агентства стратегических инициатив. Но от оперативного управления компанией все же отходит.
Информация о намерении Кирилла Варламова, генерального директора компании NAUMEN и участника наблюдательного совета Агентства стратегических инициатив, возглавить Фонд поддержки предпринимательских инициатив в Интернете (входит в АСИ), на работу которого г-н Варламов запросил 6 млрд руб., вызвала закономерную волну слухов о его возможном уходе из NAUMEN. Инсайдеры сообщили «ДК» об отставке Кирилла Варламова как о состоявшемся факте: новый топ-менеджер якобы уже вступает в должность и принимает дела, а сам г-н Варламов сосредоточился на работе в АСИ. «Информация верна лишь частично», — ответил он на запрос «ДК» и согласился рассказать о своей работе в рамках Фонда. Кроме того, мы обратились за комментариями к Александру Давыдову, председателю совета директоров NAUMEN, и Дмитрию Калаеву, акционеру компании.
Действительно ли Кирилл Варламов покидает NAUMEN для работы в Фонде? Когда истекает срок его контракта?
Кирилл Варламов: — Я не покидаю пост генерального директора NAUMEN. Но действительно, вскоре я начну работать в Фонде. В компании между тем 1 марта назначен исполнительный директор — Алексей Застрожный (работает в NAUMEN с 2006 г. — прим. ред.). Он будет заниматься оперативным управлением компанией. Я — участвовать в решении стратегических вопросов и поддерживать часть крупных проектов NAUMEN. Такая смена ролей назрела достаточно давно, но мы тщательно выбирали кандидатов на роль исполнительного директора, и сейчас назначение в Фонд послужило катализатором.
Александр Давыдов: — Отставку Кирилла Варламова пока не планируем, надеемся, что его хватит на две должности. Но мы давно собирались восстановить должность исполнительного директора, и недавно им был назначен Алексей Застрожный. Это разгрузит работу Кирилла. Что касается контракта гендиректора, то конечного срока у него нет.
Дмитрий Калаев: — Насколько я знаю, Кирилл планирует сосредоточиться на работе Фонда. Уже сейчас он уделяет значительное время подготовке Фонда к запуску. При этом Фонд — некоммерческая организация, и возможность совмещение должностей никто не отменяет. Другой вопрос, насколько это удовлетворяет совет директоров NAUMEN и учредителей Фонда.
Останется ли г-н Варламов акционером NAUMEN?
Кирилл Варламов: — Я являюсь акционером и пока не планирую выходить из акционерного капитала NAUMEN. Планируемая новая роль, насколько я знаю, не запрещает мне иметь доли в других компаниях.
Александр Давыдов: — Кирилл — акционер компании, и его выхода не планируется.
Дмитрий Калаев: — Причин для выхода из состава акционеров я не вижу. Конфликта интересов в работе Фонда и NAUMEN нет никаких. Он может возникнуть в случае, если Фонд возьмется финансировать проекты NAUMEN. Но речи об этом не идет, поскольку бизнес NAUMEN и направления поддержки Фонда пересекаются слабо.
Как информацию о работе Кирилла Варламова в Фонде при АСИ восприняли в NAUMEN?
Кирилл Варламов: — Думаю, коллеги приняли новость достаточно спокойно. Ведь я, действительно, последние несколько лет мало занимался оперативным управлением, больше сосредоточившись на стратегических задачах.
Александр Давыдов: — При совмещении должностей Кирилл будет значительно меньше времени уделять NAUMEN, и для нас будет сложный период перестройки управления. Но есть положительные стороны — добавление самостоятельности и амбициозных задач следующему поколению руководителей компании.
Дмитрий Калаев: — Конечно, все изменения воспринимаются противоречиво. Некоторые считают, что синица в руках лучше потенциального журавля в небе. NAUMEN стабильно растет на всем периоде развития. Есть риски, что новый руководитель привнесет в компанию изменения, которые приведут к ослаблению рыночных позиций. Одновременно с этим определенные надежды связаны с новой энергией и новыми идеями в развитии компании и, хочется верить, что позитива будет больше чем рисков. Лично я всегда склонен видеть возможности, поэтому считаю, что рокировка будет определенной встряской для компании, которая стимулирует новый этап развития, рост оборотов и капитализации компании.
Самый глобальный проект NAUMEN на сегодня — вывод на азиатский рынок дочерней компании Noda (занимается продвижением продукта, известного на российском рынке под брендом Naumen Phone). На этот проект изменения в управлении тем более никак не скажутся, ведь Noda выделена в отдельную компанию, ей управляет Андрей Зайцев.
Как вы оцениваете инициативу создания Фонда? Как отнеслись к критике?
Кирилл Варламов: — Концепция Фонда в стадии проработки, но уже сейчас можно говорить о том, что его ключевой задачей будет являться системное развитие индустрии интернет-стартапов в России. Основной целью фонда является расширение возможностей для самореализации молодых людей в нашей стране. Пока это все, что я могу сказать, но, думаю, в ближайшее время смогу поделиться с читателями «ДК» более подробной информацией.
Критиковал только Леонид Волков*, ни от кого другого негативной содержательной реакции я не слышал. Леонид таким способом зарабатывает себе политический капитал, поэтому спорить с ним я не буду.
Александр Давыдов: — Я лично считаю, что в Фонде можно сделать много чего полезного для страны, и это важнее, чем частный бизнес, пусть он и наш. Поэтому рад за Кирилла и желаю ему успехов на непростой должности. Фонд — это институт развития, их у нас мало, они остро необходимы. Мне мало что известно про Фонд, неизвестны финансовые источники и задачи Фонда, но надеюсь, что он сможет решать задачи не только развития имеющихся бизнесов, но и больше поддерживать начинающих.
Дмитрий Калаев: — Я знаю Кирилла как профессионала, дотошно и реалистично подходящего к работе. Уверен, что он один из лучших кандидатов на роль директора Фонда. Хочу отметить, что Россия находится в стадии формирования экосреды технического предпринимательства, и оценить, насколько тот или иной институт оказал общее влияние на развитие, можно будет только спустя десять и более лет. Например, РВК существует с 2006 г., однозначно работа этого института полезна, но говорить о роли в развитии еще рано — только сейчас начинают давать действительно большие результаты компании, которые получали поддержку в первые годы работы РВК. Цикл развития технологического проекта 7-10 лет. Известный сегодня всему ИТ-миру «Яндекс» был создан как компания в 2000 г., а вышел на IPO спустя 11 лет. Если через 5-7 лет от начала работы Фонда на IPO выйдет несколько технологических компаний, которые были поддержаны Фондом, то это и будет объективная оценка работы.
Что же касается негатива от Леонида Волкова*, то он как медийная личность и как политик склонен к сгущению красок. Таков его стиль. Но я не стал бы отождествлять мнение одного представителя рынка с мнением всего сообщества ИТ-предпринимателей.
* - выполняет функции иностранного агента