Меню

В области появится крупнейший в России завод по заморозке овощей

Уральские бизнесмены начали строительство агропромышленного комплекса «Русская зима» по производству, переработке и заморозке овощей. Новое предприятие намерено производить 50 тыс. т продукции

Уральские бизнесмены начали строительство агропромышленного комплекса «Русская зима» по производству, переработке и заморозке овощей. Новое предприятие намерено производить 50 тыс. т продукции в год — более трети всей реализуемой овощной заморозки в России.

Новое предприятие — самое крупное в стране — будет располагаться на базе производственного филиала Богдановичского мясоперерабатывающего завода в Асбесте: филиал не работал более 15 лет и был приобретен ЗАО «АПК «Русская зима» у прежних собственников. В руководстве Богдановичского мясокомбината уточнить подробности сделки отказались. Согласно неофициальной информации, компания была создана сотрудниками ООО «СМУ-Гарант» (производст­во лакокрасочных материалов и строительно-ремонтные услуги), генеральный директор этой компании Евгений Астапов теперь возглавляет и АПК. По данным системы раскрытия информации «Интерфакс Спарк», первичная регистрация ЗАО «АК «Русская зима» произошла 1 декабря 2006 г. Запуск производства запланирован на конец 2007 г. — начало 2008 г.

Агропромышленный комплекс будет состоять из завода по производству замороженных овощей, полеводческого хозяйства, овоще­хранилища, тепличного комплекса, автобазы и технических мастерских, лаборатории по контролю качества продукции, складов готовой продукции с холодильным оборудованием, административных зданий и жилых домов для сотрудников АПК. До конца года планируется достичь показателя 4 т готовой продукции (овощные смеси, монопродукты, готовые блюда) в час. При замораживании овощей будет использоваться технология шоковой заморозки при быстром воздействии температуры минус 40°С. По словам директора по развитию ЗАО «АПК «Русская зима» Валерия Меркулова подобным оборудованием оснащена большая часть заводов Hortex и Bonduelle. К концу 2007 г. будет построено два овощехранилища по голландской технологии на 16 тыс. т каждое. В них потери из-за порчи составляют лишь 1-3% против 30% в старых хранилищах. Также будет построен холодильник на 8 тыс. т продукции.

Большую часть сырья станут поставлять хозяйства Белоярского района, рассказал г-н Меркулов. Некоторые овощи (зеленый горошек, фасоль, цветная капуста) завезут из Венгрии. В 2008 г. будет создан тепличный комплекс на 30 га, который позволит полностью обеспечить производство необходимыми ингредиентами для овощных смесей. В результате к концу следующего года «Русская зима» намерена выйти на запланированные объемы производства в 50 тыс. т, что составляет почти треть общероссийского объема продаж на 2007 г. (см. «Статистику»). Всего на предприятии будет работать около 300 человек. В 2007 г. объем инвестиций составит 800 млн руб., в 2008 г. — еще 700-800 млн руб., сообщил Валерий Меркулов. Срок окупаемости проекта — пять лет.

В 2006 г. данный агропромышленный комплекс был внесен в национальный проект «Развитие АПК» и в Реестр предприятий АПК Свердловской области. Сергей Лацков, заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области, рассказал «ДК», что «Русская зима» получит субсидию на выплату процентов по кредиту в размере ставки рефинансирования Центрального банка (10%). В первый год субсидии составят 30-50 млн руб.

Как сообщили в АПК «Русская зима», товар будет реализовываться во всех уральских городах, а также в Сибири и на Дальнем Востоке. «Наша основная задача — вытеснить иностранных производителей заморозки с рынка. У нас есть преимущест­во — наш продукт попадает на прилавки спустя несколько дней после производст­ва. Плюс к тому мы рассчитываем, что стоимость нашей продукции будет примерно на 20% ниже», — рассказывает Валерий Меркулов.

По словам Светланы Лясс, директора универсама «Звездный», с октября по июнь замороженные овощи пользуются повышенным спросом: «Бесспорный лидер продаж — смеси Hortex: они оптимальны по соотношению цена — качество. Пока другие бренды не могут конкурировать с польским продуктом, поскольку тот начал продаваться в России еще в перестроечные времена». «Русской зиме», по мнению г-жи Лясс, будет сложно завоевать доверие покупателя: «Новые бренды в этом сегменте тяжело раскручиваются. При покупке данного товара цена — не самый важный фактор, покупатель готов взять продукт и на 5 руб. дороже».

Опрошенные «ДК» участники аграрного бизнеса отмечают, что новичок столкнется с дефицитом качественного сырья. ИГОРЬ КАРТУЗОВ, учредитель ООО «Картофель» (ТМ «Свежая страна»): «В нашей области всего несколько хозяйств, к примеру, засеивают поле картофелем одного сорта. А для подобного производства очень важно получать сырье одного качества и вида. В ином случае возникнут проблемы с качеством конечного продукта». Г-н Картузов отметил, что если «Русской зиме» удастся предложить рынку товар на 20% дешевле Hortex, то продуктовые сети пустят их на полки своих магазинов.

«Русская зима» — второй по счету завод в Свердловской области по производству замороженных овощей. Выпуском подобной продукции занимается ООО «Улыбка лета» (входит в «УГМК-Агро» с 2006 г.). В настоящее время производ­ственные мощности составляют 2 тыс. т замороженных овощей в год. Основная продукция — быстрозамороженный бланшированный картофель. Константин Человечков, заместитель директора по маркетингу ООО «УГМК-Агро»: «Замороженные овощи позволяют повысить рентабельность производства на сельскохозяйственных предприятиях «УГМК-Агро» — ЗАО «Тепличное» и ЗАО «Агрофирма «Патруши». Это достигается за счет перехода от реализации сырых овощей к продаже полуфабрикатов, благодаря чему мы получаем возможность сгладить сезонность спроса на овощи». Продукция «Улыбки лета» поставляется в основном в школы и больницы Свердловской области. В дальнейшем планируется вывести данную продукцию в розницу и расширить ее ассортимент, рассказали «ДК» в «УГМК-Агро».

Объем российского рынка замороженных овощей в прошлом году составил около 150-160 тыс. т, в Свердловской области — 5-6 тыс. т. При этом свыше 90% приходится на импортную продукцию (Hortex, Bonduelle, Ardo, Frosta, Unifrost). Однако г-н Человечков убежден, что с созданием крупных профильных предприятий в России ситуация изменится и отечественные производители постепенно потеснят иностранцев на этом рынке: «По многим позициям производство замороженных овощей в нашей стране и за рубежом очень похоже. Однако у российских производителей есть логистические преимущества. Кроме того, продукция, изготовленная у нас, пользуется большим доверием покупателя».

Валерий Меркулов сообщил «ДК», что сейчас одна из местных компаний разрабатывает бренд для нового продукта. В случае успешности проекта «Русская зима» намерена увеличить объемы производства. Насколько — пока неизвестно.