Времена меняются, а с ними и политика в отношении сотрудников. Теперь в битве за таланты выиграют те, кто сможет не только понять, почему человек уходит, но и удержать его в компании.
Давайте представим гипотетическую ситуацию: звезда вашего коллектива внезапно сообщает о своем уходе — конкурентам удалось заманить его более «вкусными» условиями труда. Что делать? Для начала, конечно, выяснить, почему человек решил уйти, говорит генеральный директор TalentTech Артем Кумпель в колонке на Forbes. Причем, докопаться необходимо до самых глубинных причин.
По факту, принять решение о смене места работы сотрудник может принять по нескольким причинам.
Деньги
Где-то предложили больше, поэтому человек покидает компанию. Но не стоит торопиться повышать сотруднику зарплату.
Возможно, будущий работодатель переоценил сотрудника и пытается его переманить повышенными ставками. А может, это всего лишь завлекательная морковка перед осликом, и доход на будущем месте будет сопоставим с текущим. В такой ситуации достаточно предложить человеку уточнить условия работы и выяснить, точно ли он сможет получать столько, сколько пообещали, — отмечает Артем Кумпель.
Задача руководителя в данном случае сводится к тому, чтобы дать человеку возможность еще раз все хорошо обдумать.
Статус
Случается, что человека заманивают новой должностью. Причем, по факту она может не отличаться набором задач, просто в названии должности будет присутствовать какое-то одно важное для сотрудника слово «руководитель», «ведущий специалист» и т.д.
Дэн Кейбл, профессор Лондонской школы бизнеса, установил, что название должностей оказывают влияние на степень удовлетворенности. Лучше всего мотивированы те сотрудники, которые сами придумали, как себя называть.
Усталость
Намного сложнее ситуация, при которой специалист «перегорел» — не хочет работать, текущие задачи не радуют, а проект надоел. Здесь поможет кардинальная ротация — перевести на другой проект, в подразделение или филиал, где его компетенции также будут востребованы. Еще можно сместить фокус в другую сторону, если позволяют навыки специалиста. Например, перевести из тестирования в разработку. Перед сотрудником откроются абсолютно новые задачи и вызовы, которые изменят его внутренний настрой.
Не лишним будет предоставить незапланированный отдых, потому что основная причина перегорания — переработки. Пусть человек отдохнет неделю или две и соберется с мыслями.
Следите за поведением сотрудников. Если кто-то потерял энтузиазм, стал неопрятно выглядеть и общаться с сарказмом или агрессией, то это явный знак, что человек на пределе, — предупреждает директор TalentTech.
Атмосфера
Еще одна неочевидная причина — конфликт в коллективе. Возможно, в команде есть агрессор или интриган. Задача грамотного HR-а — обнаружить проблему и с помощью перестановок, бесед и тимбилдинга устранить первопричины. Ведь если из-за токсичного сотрудника уйдет ценный специалист, то это станет сигналом остальным, что руководство не в состоянии справиться с раздором в команде.
Но что делать, если сам сотрудник провоцирует окружающих и скандалит на работе? Вдруг именно он — тот человек, который третирует команду? Тогда увольнение может стать и благом для компании. Но если руководитель не готов с ним расставаться, придется придумать способ, как защитить коллектив от негативного влияния.
Дополнительно проанализируйте компанию, в которую собрался сотрудник. Соберите как можно больше информации о ней, чтобы понять, действительно ли вашего сотрудника схантили или он сам инициировал собеседование, а также ведет ли конкурент переговоры с другими членами команды. Нелишним будет сравнить условия и, возможно, что-то откорректировать в собственной компании, чтобы исключить уход других сотрудников в будущем, — резюмирует Артем Кумпель.