«Практически 24 часа в сутки мы находимся друг рядом с другом: вместе едем на работу, вместе обедаем, вместе проводим отпуск. Многим это кажется чем-то диким, нереальным».
Ирина Малышева, исполнительный директор «Малышев Консалтинг»:
— У нас с мужем семейный бизнес: он генеральный директор компании, я — исполнительный. Познакомились мы, работая в крупной международной корпорации. Так получилось, что сначала Константин уехал за мной в другой город — мне нужно было создавать там офис компании, а потом я за ним поехала в Сибирь. Мы приезжали в города, арендовали помещение, набирали команду, обучали персонал, выводили офис на определенные показатели и уезжали в следующую точку на карте.
Этот бизнес продолжал нас кормить, так что, приехав в Екатеринбург, мы, в принципе, могли и не работать — доходы позволяли. Но мы люди деятельные и от безделья решили создать свою компанию, занялись консалтингом. На тот момент у нас обоих был опыт предпринимательской деятельности, и мы не видели себя в работе по найму. Так что как-то само собой сложилось, что мы стали трудиться не в разных местах, а в одной компании.
Практически 24 часа в сутки мы вместе. Многим это кажется чем-то диким, нереальным. Мы вместе едем на работу, вместе обедаем, вместе проводим отпуск. Максимум, на сколько мы разлучались — пара месяцев, когда Константин ездил в Америку на обучение, а я — в Данию.
При этом дискомфорта мы не испытываем, просто даем друг другу свободное пространство — даже в рамках одного дома. Муж, например, может читать, а я рисую. Мы не мешаем друг другу, каждый занят своим делом. Бывает, конечно, что люди устают друг от друга. У меня такое случилось один раз, я тогда уехала с детьми на месяц. Но все это время мы с Константином все равно продолжали друг другу писать. Я считаю, в любом случае нужно общаться, коммуникация в конечном итоге растворяет любой негатив.
На работе я стараюсь максимально освободить мужа от всей рутины: найм, продвижение, выстраивание бизнес-процессов полностью на мне. А Константин отвечает за создание продукта, проведение семинаров.
Я же максимум могу дать обратную связь после его выступления — указать на какие-то шероховатости, чтобы в перспективе улучшить продукт. Важные для бизнеса решения принимаю, в основном, я — опять-таки потому, что стремлюсь оградить супруга от рутины.
Конечно, совместная работа отражается на личных взаимоотношениях, особенно так было, когда мы только начинали. По молодости, бывало, приносили рабочие проблемы домой, личные недопонимания — в офис. Но сейчас такое уже случается крайне редко. Да, дома мы обсуждаем рабочие моменты, иной раз и в постели муж может задать какой-то вопрос по бизнесу, но мы четко знаем: если кто-то из нас не готов обсуждать дела, тему мы закрываем и не говорим об этом.
Чаще же мы переключаемся и не путаем: работа — это работа, дом — дом, где мы всецело уделяем время семье, друг другу и детям. Понятно, что когда оба родителя заняты бизнесом, сыну и дочери не удается получить много нашего с мужем времени, но я убеждена: главное — не количество общения, а его качество. Бывает, что мама-домохозяйка, проводящая весь день дома, только присутствует рядом с ребенком, и больше ничего.
При этом я совсем не уверена, что наш семейный бизнес останется таковым и в дальнейшем, когда дети вырастут — нам не принципиально, чтобы они продолжили наше дело.
Хотя стараемся их вовлекать в работу. В прошлом году, например, мы купили парикмахерскую как дополнительный бизнес — ее владелица уезжала в Америку, а мы подумали, что в крайнем случае сами будем пользоваться салоном, чтобы в очереди не сидеть. Так дети раздавали флаеры для привлечения клиентов и потом видели плоды своей работы, когда люди приходили. Дочка помогает с уборкой офиса, сын может помочь с внесением данных в систему. Но до конца я не знаю, будет ли у них желание продолжить семейный бизнес — пусть сами делают выбор.
В целом я считаю, что у совместного ведения бизнеса есть преимущества перед компаниями, возглавляемыми не родственниками. Во-первых, это полная свобода действий: ты можешь создавать все, что хочешь, реализовывать любые свои идеи — тебя никто ни к чему не принуждает и всегда выслушает.
А самое главное — муж и жена знают сильные и слабые стороны друг друга и могут взаимно подстраховать. Доверие и поддержка делают обоих еще сильнее и эффективнее.
При этом у нас нет брачного контракта, я не вхожу в состав учредителей компании — муж там единолично. И я не представляю, как бы мы жили и работали, имея на руках «бумагу на всякий случай» с прописанными там пунктами, кому что достанется. Я уехала за мужем в Сибирь, бросив свой небольшой гостиничный бизнес, мы создавали все с нуля. У нас никогда не было никаких страховок. Я убеждена: либо ты доверяешь человеку на все 100%, либо не стоит ничего и начинать — ни семью, ни бизнес.
Текст написан на основе выступлений в рамках проекта Business Episode, организатор — «Деловая Россия». Автор текста: Екатерина Стихина