«Ну что, уважаемые иностранные инвесторы, отечественные предприниматели, труженики тыла, домохозяйки и блогеры, хотите знать, что такое «российское правовое поле»? Попробуйте оформить загранпаспорт».
Андрей Мовчан, финансист, СЕО Movchan’s Group, пишет:
— Ну что, уважаемые иностранные инвесторы, отечественные предприниматели, труженики тыла, рабочие и колхозницы, домохозяйки и блогеры, вы хотите знать, что такое «российское правовое поле»? Нет, не так: вы хотите ощутить это поле на себе, как ощущаете вы, например, ужас и восторг невесомости и неземных ускорений на симуляторе в павильоне Star Wars в «Диснейленде»? Если да — то тогда за мной, я покажу вам, мои маленькие друзья, всю прелесть этого поля на очень простом примере: мы всего лишь заполним анкету на получение загранпаспорта.
Надо сказать вам, друзья, что анкета эта меняется примерно один раз в два года, а то и чаще. Так что, если вы собрались получить загранпаспорт потому, что у предыдущего подходит к концу срок (или даже потому, что предыдущий уже заполнился за пару лет использования), не пытайтесь повторить свою предыдущую анкету — заполнять надо что-то принципиально новое и по новым правилам. При этом интернет полон образцов анкет самого разного вида, большинство сайтов застряли на той или иной версии.
Только в МФЦ знают, откуда надо скачать «правильную» версию (нет, солнышки мои, не с сайта MOS.RU, не угадали!), поэтому, хотя в инструкции на сайте MOS.RU сказано, что в МФЦ надо идти уже с готовыми документами, вам придется сделать наоборот — пойти туда и выяснить, где брать анкету и список документов.
Изменение анкет, надо сказать, происходит и по форме и по содержанию. Форма меняется каждый раз, причем самые разные сведения надо в разных версиях писать в разных формах (в недавней версии надо было в графе «пол» писать полностью (сокращения запрещены!!!) «мужской» или «женский», в следующей же версии — поставить галочку напротив соответствующего пола; адрес мест работы в предыдущей версии не требовал индекса, теперь индекс обязателен и пр.). Содержание тоже меняется — в нем периодически появляются и исчезают те или иные данные, иногда востребована экзотика (в одной из версий требовалось указать предыдущие места проживания за всю жизнь, сейчас этот пункт вообще отпал).
Особое значение (как всегда в нашем поле) имеет не то, какую анкету вы заполняете, а то, как вы это делаете. За последние 10 лет правила требовали заполнять от руки только синей ручкой; заполнять от руки синей или черной ручкой; заполнять только печатными буквами; заполнять на компьютере или от руки только заглавными буквами; заполнять только на компьютере только онлайн (для 10-летних паспортов на сайте MOS.RU до сих пор висит это требование, не соответствующее сегодняшнему дню); наконец, заполнять либо на компьютере, либо от руки печатными буквами. Периодами пустые графы требовалось перечеркивать (не перечеркнул на компьютере — уходи, придешь снова, от руки нельзя), периодически — нет.
Но что бы ни происходило с версией анкеты, она всегда обладала и продолжает обладать двумя исконно «нашими», российскими, свойствами: она требует бессмысленный объем данных и в половине граф ты не понимаешь, что и как вписать, пока жрец из МВД тебе не объяснит.
Сегодня анкета (надо сказать, она стала в 2 раза короче за 10 лет, уже прогресс) включает в себя: имя, фамилия, отчество (его нет в загранпаспорте, зачем оно в анкете???), пол (for the God’s sake, зачем вам пол — вы что женские и мужские паспорта делаете отдельно???), дата рождения, место рождения (у нас что — не выдают загранпаспорта родившимся не в том месте? Какая вам разница, где я родился?), адрес места жительства, адрес проживания (обратите внимание, что адрес регистрации не спрашивается, а разница в понятиях «место жительства» и «место проживания» не определяется ни законом, ни толковым словарем, но, тем не менее, заполнять надо и то, и то), дату регистрации по месту жительства и срок регистрации по месту проживания (видимо имелось в виду что второе — временное проживание, но слов не нашлось), номер и серию документа, определяющего личность, кем и когда он выдан, если есть другой загранпаспорт — его номер, серию, кем и когда выдан, сроки, места работы, должности, полные адреса работ за последние 10 лет.
В отлично спрятанной в недрах интернета инструкции по заполнению сказано, что «если перерыв в работе составляет более месяца, то его необходимо указать». Что это значит — не объясняется, но на месте сдачи документов ты узнаешь, что надо было в отдельной графе написать сроки отсутствия работы, словосочетание «не работал» и указать домашний адрес. Не догадался? Глупыш, иди переделывай анкету! «Зачем?» — «С ума сошел такие вопросы задавать? Может быть, ты иностранный агент?».
Легко заметить, что 90% данных из анкеты дублируется просто номером паспорта. Паспорт — универсальный идентификатор личности. Есть номер паспорта, значит, есть данные имени и даты рождения, места рождения. Есть номер паспорта, значит, в базе регистраций есть данные про место жительства, проживания, пребывания и всех остальных пре- и про-. Есть номер паспорта, значит, есть данные про номера загранпаспортов. Есть номер паспорта — есть (через Пенсионный фонд хотя бы) информация о том, где человек работал и работает. Это я уже молчу про то, что номер паспорта однозначно определяет, где и кем он выдан, а информация, где и кем выдан паспорт, вообще бессмысленна — что с ней делать, как ее использовать?
То есть если МВД-ФСБ, которые все знают и все могут, имеют доступ к базам данных, к которым они его иметь просто обязаны, если они по моей анкете посылают запросы во все инстанции, где на меня есть или могут быть данные, то зачем им все эти данные из анкеты, кроме номера моего паспорта?
А если они этого доступа не имеют, то зачем эти данные вообще — я же могу написать в анкете все, что угодно, и они это даже проверить не смогут, или еще хуже — я могу не написать чего-то важного (например, имел наивысшую секретность, так как работал поваром президента), и они даже не догадаются проверить — баз то у них нет!
Вишенкой на торте лежит, разумеется, необходимость предоставить копии всех документов — ну да, просто их данных в анкете же не достаточно, а как же иначе два раза посмотреть?
Над вишенкой лежит черешенка: в анкете предлагается представить номер телефона и номер электронной почты заявителя — по желанию! То есть напишите, если хотите. Откуда у меня должно возникнуть такое извращенное желание? И почему единственные мои данные, которые не идентифицируются по паспорту, ФСБ предлагает записать «по желанию», а все, которые идентифицируются — я написать обязан?
А ведь еще надо (по версии МФЦ, по версии МВД — не надо, но в МФЦ все равно ее требуют) представить фотографию! Фотография не пойдет в паспорт, для паспорта ее сделают на месте, в МФЦ, специальную. Но сделанную на месте нельзя приложить к анкете, нужна ровно другая, сделанная в другом месте. Зачем — великая тайна, но тем не менее она должна быть не абы какая, а «размером 3,5х4,5, с четким изображением овала лица (а если у меня лицо не овальное?), строго в анфас (ну да, а то евреи бы в профиль прикладывали), на матовой бумаге (mein Gott, а что будет, если бумага глянцевая? Как это повредит безопасности Родины?), в овале». В овале, Карл!
А если никому не нужная фотография на анкете, полной никому не нужных данных, будет не в овале, то рухнут небеса и на Землю полезут чудовища из преисподней! (Кстати, эта опасность относительно нова, несколько лет назад овал не требовался, видимо небеса на чем-то еще держались, может быть, на анкетах, заполненных заглавными буквами).
(…) Наконец, чтобы подать весь пакет документов, надо (о, великая цифровизация!) либо пройти трехуровневую регистрацию на портале (включая получение цифровой подписи второго уровня — это вам, Штирлиц, не в Рейхсканцелярии секретные документы перебирать!), либо записаться на прием в МФЦ — исключительно через портал MOS.RU, исключительно через свой личный кабинет (ногами прийти или позвонить в МФЦ и записаться никак нельзя!). Очень важно тут не попасть в цифровую ловушку: если ты выбираешь время приема, кликаешь на него, но по какой-то причине не доводишь до конца процедуру записи (например, завис компьютер, или тебя что-то отвлекло, или ты случайно закрыл страницу), то возникает пространственно-временной парадокс: это время оказывается «занято», восстановить процесс записи на него ты не можешь, а гипермозг MOS.RU отсекает все твои попытки записаться на другое время, так как каким-то боковым зрением видит, что ты уже записан и не дает иметь больше одного слота.
Разумеется, выдавать загранпаспорт надо было бы по стандартному заявлению, в которое надо было бы вписать ФИО (только из вежливости) и номер общегражданского паспорта. Запись на биометрию надо было бы сделать упрощенной до предела, например при загрузке заявления на сайт можно было бы автоматически предлагать выбрать время для биометрии.
Для загрузки заявления естественно не нужно никакой идентификации — мы что, боимся шутников, которые начнут знакомым девушкам паспорта заказывать? Все равно получение загранпаспорта происходит лично, по общегражданскому паспорту — так чего беспокоиться?
К чему я все это пишу? К тому, что в России 99% государственных процессов устроены именно таким образом. Почти всегда это фонтан бюрократического восторга, не имеющий никакого смысла, все время меняющийся, в котором проситель никогда не знает, что делать, пока не получит консультации Бюрократа (чаще всего — за деньги, официальные или нет), и даже получив ее будет делать в 100 раз больше, чем требуется, и ждать в 100 раз дольше, чем разумно. Это безумие распространяется и на законы, особенно связанные с контролем и идентификацией. Это не только огромная потеря времени и сил, отвлечение трудовых ресурсов (с одной стороны барьера потребители тратят часы на борьбу с бумажками, с другой — авторы бумажек тратят сотни часов на их изобретение), значительный убыток для экономики, сильнейшая демотивация.
Это еще и благодатная почва для разрастания коррупции (загранпаспорт, конечно, не предмет существенной коррупции — но такие же процедуры создают основу контрольно-разрешительного механизма в экономике, и там Бюрократ, обладающий сокровенным знанием по заполнению бумажки и правом решения, разумеется, облагает данью рынок).
На этом месте должно было бы стоять заключение, о том, что надо делать. Но — я не знаю, что надо делать. В ПРБ (Прекрасной России Будущего) все процедуры будут разумными, а контрольно-разрешительный механизм сведен к минимуму. Там СРО будут доминировать, валютный контроль останется только в словаре архаизмов, а тому, что мы когда-то сдавали бесконечные дублирующие друг друга бумажки, да еще должны были следить за цветом чернил, будет казаться современникам веселой шуткой. Но как туда попасть — непонятно.