Аналитики предрекают миру новую волну кризиса, по сравнению с которой экономические трудности 2008-2009 покажутся легкой прогулкой. Бизнесмены к возможным потрясениям готовятся, в панику не впадают.
Аналитики предрекают миру новую волну кризиса, по сравнению с которой экономические трудности 2008-2009 гг. покажутся легкой прогулкой. Уральские бизнесмены к возможным потрясениям готовятся, но в панику не впадают. Турбулентность экономики для них стала одним из факторов, которые нужно учитывать при управлении компанией. И не более.
Участники
Константин Антипов старший менеджер Уральского регионального центра КПМГ в России и СНГ
Андрей Волчик управляющий филиалом банка ВТБ в Екатеринбурге
Лев Ковпак вице-президент ГК «Супермаркет «Кировский»
Тарас Крокос генеральный директор УК «ЯВА»
Артемий Кызласов генеральный директор УК «Титановая долина»
Игорь Лисицин управляющий Уральским филиалом ЗАО КБ Citibank
Сергей Мухлин первый заместитель генерального директора Уральского завода РТИ
Алексей Павин региональный координатор Росбанка в Екатеринбурге
Виталий Парфенов генеральный директор Нижнетагильского завода металлических конструкций
Андрей Станкевич вице-президент по корпоративному развитию AVS Group
Михаил Черепанов директор дирекции региональных проектов ТМК, первый вице-президент Свердловского областного Союза промышленников и предпринимателей
Российские бизнесмены, чиновники, политики и ученые наперебой озвучивают прогнозы на 2012 г. Многие рисуют апокалиптическую картину: резкий спад на мировых фондовых рынках, дешевеющее сырье, обвал внутреннего спроса и перенос издержек бизнеса на контрагентов и население. Так, директор департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев уверен, что без отправленного в отставку министра финансов Алексея Кудрина государственные расходы России резко возрастут, «а это будет грозить очередным дефолтом». Василий Колташов, руководитель Центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений, утверждает: уже в следующем году ориентированная на экспорт сырья Россия скатится в очередную финансовую яму вслед за Европой и США. А банкир Олег Тиньков* ждет падения европейских банков и обещает неприятности российским кредитным учреждениям. Участники Дискуссионного клуба «ДК» признают, что иллюзий стабильности и роста и они не питают. А экономическую ситуацию сравнивают с пожаром — большой огонь 2008-2009 гг. удалось потушить, но тлеть он не перестал.
Жизнь по новым правилам
По словам экспертов, нестабильность внешних рынков, которая наблюдается в последние несколько месяцев, неожиданностью ни для кого не стала. Все понимали, что острая фаза кризиса подошла к концу, но он не закончился. «В 2010 — начале 2011 г. рынки капитала и сырья стали показывать рост, многие компании вернулись к своим инвестиционным проектам. Но в последние три месяца рынок стал турбулентным, произошла девальвация рубля и отток капитала из страны. Сказались и настроения в еврозоне, в частности в Греции, Испании, Италии, и в США. Все это привело к волатильности на рынке капитала и сырья», — комментирует Константин Антипов, старший менеджер Уральского регионального центра КПМГ в России и СНГ.
Как отмечает Артемий Кызласов, генеральный директор УК «Титановая долина», после того как острая фаза кризиса миновала, у многих бизнесменов «сформировался задел неоправданного оптимизма». «Сейчас происходит выравнивание: многие осознали, что правила игры системно изменились и нужно более осторожно относиться к планам развития. Поэтому руководители предприятий корректируют программы, рассчитанные на оптимистичные оценки роста рынка», — поясняет он.
Банкиры подтверждают: после кризиса все сделали выводы и научились работать в неблагоприятных экономических условиях. «По итогам ситуации 2008 г. мы осознали, что надо быть ближе к клиентам, более четко понимать их финансовое положение и риски. Сегодня мы предлагаем им сбалансировать долговой портфель по срокам погашения, а еще — более длинные кредиты и сложные продукты, связанные с возможностями всей Группы ВТБ. В принципе сегодня мы больше думаем не о росте своей доли на рынке, а о рентабельности», — говорит Андрей Волчик, управляющий филиалом банка ВТБ в Екатеринбурге. По словам Игоря Лисицина, управляющего Уральским филиалом ЗАО КБ Citibank, банк провел преобразования на глобальном уровне, чтобы максимально повысить свою эффективность. «Мы усилили финансовую мощь, капитал, резервы. Провели функциональную реконструкцию системы управления, сделали стратегические преобразования. Кроме того, начали программу оптимизации внутренних расходов под важнейшие задачи и продолжаем эту работу. Все усилия сегодня фокусируем на реализации задач клиента», — комментирует он.
Андрей Станкевич, вице-президент по корпоративному развитию AVS Group, рассказывает, что инвестиционная корпорация с большей осторожностью подходит к рассмотрению объектов вложения. «Мы продолжаем проекты, в которые уже инвестировали, но в новые пока предпочитаем не заходить. Потому что неизвестно, куда качнется экономика, — рассуждает г-н Станкевич. — Единственное — ведем переговоры о приобретении промышленного актива в другом регионе. Это новый для нас бизнес, сделка будет закрыта ближе к концу года». Однако, добавляет он, кризиса AVS Group не боится: оправдалась ставка на диверсификацию. Даже если часть компаний серьезно просядет, другие покажут рост и позволят компенсировать потери, считают в ГК. «Услуги авиакомпании «Авиакон Цитотранс» востребованы всегда: войны и стихийные бедствия происходят независимо от состояния экономики, — поясняет Андрей Станкевич. — Кроме того, AVS Group занимается оптовой торговлей алкоголем. Даже если цены на импортную продукцию вырастут и спрос на нее снизится, ситуацию выровняет российский алкоголь, который от девальвации рубля только выигрывает. В 2008-2009 гг. потребление российского алкоголя заметно выросло».
Тарас Крокос, генеральный директор УК «ЯВА», соглашается — холдингам проще: «Например, золото как защитный инструмент стремительно дорожает. На первый взгляд для нашего ювелирного завода это плюс. Но людям украшения становятся не по карману. А вот инвестиционная компания в рамках банка только выигрывает — зарабатывает на том же золоте». По словам Михаила Черепанова, директора дирекции региональных проектов ТМК, компенсировать риски компании помогает освоение новых рынков. «Мы корректируем приоритеты. В рамках новой стратегии ТМК будет развивать свое присутствие в Северной Америке, одновременно инвестируя в продукцию семейства премиальных резьбовых соединений, труб для офшорного бурения. Также есть планы развития финишных мощностей в Канаде, увеличения объема сбыта в Южной Америке, на африканском континенте и в Юго-Восточной Азии», — перечисляет он.
ТМК, говорит г-н Черепанов, намерена до 2020 г. выделять на инвестиции около $300 млн в год. Деньги пойдут на проекты компании в России, Румынии и США. Около 25-30% инвестиций ТМК будет тратить в США. «Речь идет об общей инвестпрограмме на поддержку существующих мощностей, научно-техническую деятельность в России и Америке, а также расширение и модернизацию финишных мощностей на предприятиях компании», — поясняет он. И дополняет: компания приняла ряд мер, чтобы обезопасить себя на случай финансовых потрясений: «Мы отказались от коротких займов, успешно занимаемся реструктуризацией долга, имеем достаточно диверсифицированный кредитный портфель». В частности, ТМК широко использует такие долговые инструменты, как облигации (рублевые и еврооблигации), конвертируемые облигации и банковские кредиты.
Лев Ковпак, вице-президент ГК «Супермаркет «Кировский», советует быть осторожнее с кредитами. Он убежден, что нужно подождать конца года — к тому моменту должна появиться ясность, куда движется мировая экономика. «У «Кировского» консервативная позиция — нет ни одного кредита, развиваемся на свои. Пока велика вероятность, что проблемы в Греции не закончатся, что страна не получит транш от Евросоюза. Тогда ее ждет дефолт, после этого возможен очередной кризис ликвидности. Банки могут потребовать досрочного возвращения кредитов, как это было в 2008 г.», — полагает г-н Ковпак.
Убежать от медведя
Несмотря на общую тревожность, некоторые участники Дискуссионного клуба не видят предпосылок для коллапса. Сергей Мухлин, первый заместитель гендиректора Уральского завода РТИ, рассказывает, что у предприятия нет проблем со сбытом по всем 25 тыс. наименований продукции: «По сравнению с 2010 г. рост сбыта составил 18%». Г-н Лисицин призывает аккуратно использовать слова: «И в принципе реже произносить слово «кризис». Существует термин «рецессия», но и ее сейчас не наблюдается. Сегодняшнюю ситуацию можно назвать повышенной волатильностью и переоценкой рисков со стороны кредиторов и инвесторов». Он добавляет: если компании получают прибыль, платят налоги и при этом расходуют деньги с умом, то они сегодня достаточно устойчивы. «Проблемы могут начаться у тех предприятий, которые должны были закрыться еще в 2008-2009 гг., но их было решено сохранить с условием, что они проведут модернизацию. Существование любого бизнеса должно в конечном счете быть экономически оправдано, поскольку он должен приносить прибыль», — убежден Игорь Лисицин.
Эксперты «ДК» отказываться от инвестиционных программ не планируют. Иначе сохранить и нарастить конкурентные преимущества не получится. «Мы понимаем, что при любом кризисе все равно будут продолжаться стройки, что наша продукция будет востребована. Поэтому на следующий год утвердили инвестпрограмму на 600 млн руб. Собираемся построить новый цех по покраске готовых изделий, а это влечет существенные затраты на модернизацию инфраструктуры, напрямую не связанной с производством», — делится планами Виталий Парфенов, гендиректор Нижнетагильского завода металлических конструкций. По его словам, в кризис на рынке метконструкций многие лидеры сдали позиции, поэтому сейчас появилась возможность увеличить свою долю. «Все инвестпрограммы ориентированы на то, чтобы стать эффективнее конкурентов. Чтобы убежать от медведя, необязательно быть быстрее его. Главное — обогнать соседа», — иронизирует г-н Парфенов.
Г-н Крокос подчеркивает, что полная остановка инвестпроектов может отбросить предприятие назад и без всякого кризиса. «Нужно вкладывать деньги, не оглядываясь на конъюнктурные спады. Мы своих планов не отменяем: на пике предыдущего кризиса купили у нерадивых собственников завод ЖБИ. Но базовая проблема никуда не делась — из-за несовершенства технологий себестоимость продукции остается высокой, выработка низкой, растут расходы на персонал. Сейчас мы намерены вложить в завод 200 млн руб. и полностью изменить технологию», — рассказывает он. И добавляет: УК «ЯВА» будет использовать собственные средства и попытается привлечь деньги западных инвестфондов. «GP Morgan через свои дочерние компании активно интересуется инвестпроектами в странах БРИК. Венчурный фонд покупает долю в предприятии, капитализирует компанию, а затем выходит из нее. Этот принцип интереснее стандартного кредитования», — уверен Тарас Крокос.
Как дополняет Алексей Павин, региональный координатор Росбанка в Екатеринбурге, получить кредит для реализации инвестпроекта предприятиям сегодня непросто. «Запретных областей для инвестирования нет, но есть проекты успешные и провальные. Все понимают, что наша экономика ресурсоемкая, поэтому инвестиционные циклы длинные: металлургическому предприятию, например, нужно построить конвертер. А к нему еще машину непрерывного литья, стан горячего и холодного проката. Это миллиарды долларов. Когда инвестиционный цикл длиннее экономического, вкладываться все равно приходится, несмотря на настроения на рынках. И чтобы получить финансирование, нужно отлаживать внутренние процедуры — тогда проблем с банками не будет», — уверяет г-н Павин.
В сложной экономической ситуации у сильных игроков появляется масса возможностей для слияний и поглощений, полагает г-н Антипов. «В такие периоды действительно наступает удобный момент для того, чтобы купить интересные активы у тех, кто вынужден их продавать. Главное — не вкладываться в компанию просто потому, что собственники просят за нее низкую цену, — соглашается г-н Крокос. — Раньше мы считали, что после оптимизации такой актив станет дороже, но теперь решили отказаться от этой стратегии. Перешли на перспективные отрасли: занимаемся обогащением редкоземельных металлов и другими инновациями — именно они стали ключевыми объектами для инвестиций».
Нехватка кадров страшнее кризиса
Участники Дискуссионного клуба напоминают, что помимо угрозы рецессии есть масса других проблем, тоже мешающих развиваться. Особенно остро стоит кадровый вопрос. По словам Михаила Черепанова, любые дискуссии на площадке Свердловского областного Союза промышленников и предпринимателей (г-н Черепанов — первый вице-президент этой организации) — от поставки вагонов до кадастровой оценки земель — сводятся к обсуждению проблемы трудовых ресурсов. Виталий Парфенов рассказывает: «Индустриальная культура в последние годы деградировала лавинообразно. Это привело к существенным изменениям структуры рабочей силы. На многих заводах средний возраст сотрудников составляет 40 лет. Это не дает развиваться. Поэтому мы планируем инвестировать в человеческий капитал».
Именно из-за нехватки квалифицированных кадров промышленники сомневаются в проекте ОЭЗ «Титановая долина». «Если людей нет в крупных городах области, то в Верхней Салде они точно не появятся. Структурный кризис должен завершиться тем, что экономика станет развиваться кластерами. Они будут строиться вокруг крупных агломераций. А в «Титановую долину» люди не поедут. Вот если бы ОЭЗ разместили вдоль трассы Челябинск — Екатеринбург, то проект стал бы намного более перспективным», — считает г-н Парфенов. Г-н Кызласов подтверждает: «Кадровая проблема в переговорах с потенциальными иностранными резидентами «Титановой долины» — основная». И объясняет, что «Титановую долину» не разместили между Екатеринбургом и Челябинском сознательно: между двумя миллионниками, вблизи оживленной трасы, предприятия согласны развиваться и без налоговых льгот. «А в Салду люди поедут. Вопрос в том, чтобы создать там комфортные условия», — убежден он.
Также волнуют бизнесменов и взаимоотношения с регулирующими органами. «Мы сейчас газифицируем завод. Прохождение экспертизы занимает больше месяца, цена — порядка 7% от стоимости проекта. Это монополисты, с ними не поторгуешься и не ускоришь процесс, — сетует Тарас Крокос. — Никакой адекватный инвестор не пойдет в такую экономику — бюрократические барьеры провоцируют кризис». Однако Артемий Кызласов призывает предпринимателей получать статус приоритетного проекта — тогда согласование всех документов пойдет по «зеленому коридору» и займет 60 дней вместо установленных законом 570. «Чтобы воспользоваться этим порядком, нужно только желание: прийти в министерство инвестиций и развития, подать заявку, собрать ограниченный перечень документов, выйти на комиссию по модернизации при губернаторе, доказать, что проект влияет на структуру экономики региона, и получить статус приоритетного проекта», — перечисляет он. Но участников Дискуссионного клуба это не воодушевляет. «Правила игры должны быть равными. Почему кто-то, кто каждый день обивает пороги «белого дома», может получить упрощенную процедуру согласования документов, а другой должен сидеть и ждать?» — возражает г-н Крокос. «Проектов, которые могут получить статус приоритетных, очень мало. А нужно, чтобы условия были упрощенными для всех», — резюмирует г-н Парфенов.
В целом же участники Дискуссионного клуба сошлись во мнении: кризис превратился всего лишь в один из факторов, при которых менеджменту приходится жить. «Это одна из 30-40 переменных, которые нужно учитывать при ведении бизнеса», — подвел черту Андрей Волчик.