«В России нет культуры управления, при котором сотрудник получает долю в компании. А в США это очень распространено: на старте ты работаешь бесплатно, но сразу становишься акционером» — Гил Петерсил.
Гил Петерсил — ведущий международный эксперт по бизнес-стратегии, эффективному нетворкингу и формулам успешных взаимоотношений, преподает в «Сколково» и университете «Синергия». Гил соосновал более 20 компаний в России и за рубежом.
Миссия Гила — обучать людей и корпорации достижению любых целей, выстраивая отношения на основе взаимной ценности и пользы.
DK.RU удалось записать эксклюзивное интервью с Гилом Петерсилом.
Вы несколько лет работаете с российским бизнесом, можете назвать отличительные черты ведения бизнеса в России?
— В России я работал с сотнями компаний: где-то в качестве консультанта, где-то коучем, где-то только ментором. В большинстве этих компаний менеджмент постоянно контролирует то, как компания управляется. То есть у руля стоит настоящий лидер.
Существенное отличие таких компаний — в них особенным образом прописана система мотивации. Потому что, независимо от того, управляешь ты корпорацией или небольшой компанией, все мотивационные вещи должны быть прописаны для людей.
Также интересно наблюдать в российских компаниях за тем, как собственники бизнеса видят свое будущее, как они делятся планами со своими командами, рассказывают своим сотрудникам, куда и каким путем они двигаются. Маленькие компании часто забывают об этом, они работают в моменте, не думают о будущем и тем более — не делятся с командой планами. Однако важно не только планировать будущее, но и делиться с командой, каким курсом плывет корабль.
Я думаю, что у многих есть стратегическое видение развития бизнеса, но у большинства российских предпринимателей развито только тактическое планирование, то есть они озабочены краткосрочными задачами по выживанию и росту.
Но истинное — понятие долгосрочной цели, понимание миссии. Очень важно ответить себе на вопрос: «Почему я занимаюсь этим? Зачем мне это? Как мой бизнес меняет мое окружение?». Самый простой способ начать мыслить стратегически — выстраивать общение с теми клиентами, которые лояльны к твоему бизнесу, они будут давать тебе силы.
Чем русский предприниматель отличается, например, от американского бизнесмена?
— Американский бизнесмен и русский предприниматель — это совершенно разные люди, у них разная культура, разный опыт, разное образование и разные истории. В общем, отличий много.
Но самое очевидное то, что на Западе люди стремятся создать как можно больше партнерств на раннем этапе. Они верят в стратегическое партнерство, верят в аутсорсинг. В России многие начинают бизнес с нуля, вместо того чтобы создавать стратегические партнерства и привносить в них свою ценность.
Зачастую в России многие компании стремятся заново создать велосипед. Но на самом деле не нужно делать то, что предшественники уже сделали до тебя. По этой причине часто бизнесы (не только в России) терпят поражение.
Россия — развивающийся рынок, многие ниши здесь еще не заняты, в этом плане вы гораздо привлекательнее, чем Америка, где рынок развит и поделен. В России конкуренция не столь сильна — это очень круто.
То есть в России вести бизнес легче?
— Смотря для кого. Для русского да: он знает язык, всю бюрократию, у него есть знакомства и так далее. Хотя для молодого предпринимателя не все так просто, потому что в вашей стране достаточно систем, которые будут тебя замедлять.
С точки зрения налогообложения в России все гораздо привлекательнее, чем в любой европейской стране или Америке. А вот с точки зрения рекрутинга все наоборот: многим молодым компаниям в России просто не хватает бюджета, чтобы привлечь на работу нужных людей.
В России также нет культуры создания такого управления, при котором сотрудник может получить долю в компании. Тогда как в США в стартапах очень распространена традиция, когда ты работаешь, по сути, бесплатно, но сразу получаешь долю в компании. Там партнеры гораздо больше доверяют другу другу, в России бизнес все-таки привыкли начинать в одиночку.
И еще все зависит от типа бизнеса: если ты хочешь открыть небольшую пиццерию и получать доход 100 тыс. руб. каждый месяц, то в России это сделать проще, на мой взгляд. Если ты хочешь создать многомиллионную ИТ-компанию, то лучше создавать ее в Америке, но при этом аутсорсить и нанимать команду из российских разработчиков. Но это моя личная точка зрения, другие могут считать иначе.
У вас имеется бизнес в России. Легко его было создать?
— Однозначно нет. Это был самый большой вызов, который когда-либо у меня был. Я создавал бизнес во многих странах мира, я жил во многих странах и могу с уверенностью сказать: Россия — самая сложная страна среди всех.
Когда я сюда приехал, у меня не было ни языка, ни связей. Поэтому первый бизнес (розница) отнял у меня очень много времени и сил. Но когда я открывал второй, третий магазин, то уже действовал быстрее, потому что понял, как работает система. Мне потребовалось несколько лет, чтобы обрасти нужными связями, правильно ими управлять, чтобы потом открывать бизнесы очень быстро.
Сегодня я могу научить человека, как открыть бизнес в России за неделю. А в зависимости от вида бизнеса, можно начать зарабатывать деньги уже через два дня.
Когда моя жена начинала свое дело, мы открыли его за три дня, а деньги заработали на четвертый. При этом инвестирование составило 5 тыс. руб. Вы не представляете, как много свободных ниш в России. Причем зарабатывать деньги можно начать сразу же. Это касается как онлайновых, так и офлайновых моделей бизнеса. Все зависит от ваших целей.
Что помогло вам найти партнеров, выстроить связи с нужным людьми?
— У меня была потребность. Если у тебя есть потребность, ты сделаешь все. Одна из причин, по которой у многих русских не получается нетворкинг, состоит в том, что у них просто отсутствует потребность.
Многим очень комфортно в том кругу, который сложился вокруг них, они довольны своими связями. Люди не могут понять, что может быть лучше, чем текущие связи. Они не рассматривают вариант окружить себя людьми, которые гораздо приятнее, счастливее, которые готовы делиться. Это не означает, что придется кого-то выталкивать из своей жизни, это значит, что ты должен уделять время кому-то еще.
Когда я приехал в Россию, мне нужно было постоянно выводить себя из зоны комфорта и постоянно выстраивать определенные круги людей вокруг себя. У меня были разные круги общения. Это были замечательные, успешные люди, но потом пришло время и я начал пересматривать свой круг общения, со многими из них я теперь не общаюсь, потому что мне потребовалось другое окружение, потому что я пересмотрел свои взгляды на жизнь. Меня стали больше волновать вопросы счастья, личностного роста, фитнеса, здорового образа жизни, и люди, которыми я себя окружил, привели меня к этому — они помогли мне расти.
Вы фактически заново начали свою жизнь несколько лет назад. Многие предприниматели, когда достигают возраста 40 лет, начинают задумываться: а тем ли я занимаюсь? Наступает некоторый кризис. Что нужно делать, чтобы его преодолеть?
— То, что есть некоторые возрастные ограничения для того чтобы начать новую жизнь, устроиться на новую работу или начать новый бизнес после 40 лет— это ограничивающие убеждения. Я постоянно общаюсь с людьми, которые работают в корпорациях, и у них как раз к 40 годам появляется желание заняться своим бизнесом, поменять жизнь.
Я часто встречаюсь с людьми, которым 40 с небольшим и им наскучил существующий бизнес, они хотят его продать и начать нечто новое.
Здесь важно понимать, как именно человек относится к своему возрасту. Он может сказать: «У меня есть двое детей, я хочу еще больше. Я выпустил книгу, а теперь хочу выпустить еще две. У меня есть два дома, а к 50-ти я хочу купить себе остров». Когда есть такая установка, то есть причина для будущего движения, есть понимание, как достичь этих целей.
Очень легко изменить свою жизнь в одну секунду при наличии нужного окружения. Просто не нужно делать все в одиночку! Слишком много людей пытается изменить свою жизнь в одиночку, но если попросить о помощи не друзей или маму, как поступают многие русские, а обратиться к профессионалу, то ты легко изменишься. Жизнь одна, и ее нужно прожить счастливо.
Благодарим за помощь в организации интервью Группу компаний PRO