«Идея Evernote в общем-то стара, здесь важно качество исполнения. Именно за него инвесторы полюбили наш продукт. Сначала полюбили, потом инвестировали, не наоборот».
Выходец из СССР Фил Либин рассказал Елизавете Осетинской* в новом выпуске «Русские норм!» о том, как одно электронное письмо от Apple может поднять стоимость компании до миллиарда долларов и почему он уверен, что Россия растрачивает человеческий потенциал.
Фил Либин — сын эмигрантов из СССР, переехал в США еще в 1979 году, а в 2007 году основал веб-сервис Evernote. В компанию инвестировали русские фирмы, например «Тройка-Диалог». Сейчас сервис оценивается более чем в миллиард долларов. С 2015 года Либин занимается финансированием проектов в области искусственного интеллекта.
Либин честно рассказал, что его успешный бизнес несколько раз чуть не оказывался банкротом. В том числе из-за того, что в Силиконовой долине никто не хотел инвестировать в продукт, который, по сути, был не таким уж новым. Чтобы привлечь финансы, потребовалось доказать, что программа для записи дел Evernote имеет явные преимущеcтва.
Все инвесторы сначала полюбили наш продукт, а уже потом в него инвестировали. Не наоборот.
Идею того, что сегодня уже все, на чем можно заработать миллиарды, изобретено и функционирует, Фил Либин отрицает:
— Ничто в этом мире не уникально. Речь идет не о том, чтобы быть оригинальным или уникальным. Evernote — идея в общем-то стара, All Turtles (еще один бизнес-проект Либина – DK.RU) — тоже очень старая идея. Важно здесь качество исполнения. Настоящая оригинальность почти никогда не важна. Большинство таких продуктов успешны, потому что они делают все немного лучше.
В iPhone нет ничего по-настоящему оригинального: все, что происходит в iPhone, существовало до появления этого продукта. Но как продукт он был лучше во всех смыслах. И он стал мейнстримом. Стал определять рынок.
Главным критерием успешного стартапа Либин считает удачу.
— Любой, кто становится в чем-нибудь успешен и утверждает, что удача тут ни при чем… Я не думаю, что это правда.
Evernote, по признанию бизнесмена, «взлетел» благодаря тому, что по времени выхода совпал с iPhone. Первый iPhone вышел в 2007 году, на нем было приложений, не существовало App Store.
— Apple запустили App Store сразу после нас. И в первый день App Store у нас уже был Evernote. Я помню, как сидел в офисе, и мы получили e-mail от кого-то из Apple. Мы созвонились, и они сказали: «Нам очень нравится ваш продукт». У нас еще тогда не было iPhone-приложения, мы просто выпустили программу для Mac. Но они сказали: «Очень здорово, нам все очень нравится». Мы работали по ночам. И у нас все получилось. Мы тогда сделали хороший продукт, а затем люди платили нам за его использование.
На вопрос о том, какой процент акций остался у него после ухода с поста гендиректора Evernote, Фил Либин говорит:
Я думаю, что деньги — это условная сделка со Вселенной. Вы говорите ей, что будете хорошо зарабатывать деньги, а Вселенная в свою очередь позволяет вам делать интересные вещи. Для меня деньги — это половина уравнения, решение которого дает возможность двигать мир, а мне очень важно двигать мир.
Другие яркие цитаты из интервью:
— Существуют мифы о первопроходцах, но вообще-то важны именно те люди, которые работают в компании каждый день.
— Мне всегда казалось, что Россия — это много потерянного потенциала, много умнейших людей, которые делают меньше, чем могли бы, меньше возможностей для реализации талантов по сравнению с тем, что есть здесь, на Западе. Но вообще есть чувство, что при всей этой куче умнейших людей в стране — ученых, людей искусства, инженеров, программистов… Ну почему не происходит ничего значительного? На мировом уровне? Это же трата потенциала.
— Я не закончил университет: поругался с администрацией, когда оставалось всего одно занятие, и ушел. Я был разгневан и, если честно, сглупил. Я даже не помню сейчас причину ссоры — наверняка что-то про финансы. Я, кстати, вхожу в совет Бостонского университета, из которого ушел. Думаю, я единственный член совета, который не выпустился из университета.
— Мы строим компанию под названием All Turtles. Название ничего не значит. Мы как студия, как HBO или Netflix. Делаем инновационный товар, его распространяем, продаем, подобно тому, но вместо телевизионных шоу или фильмов мы делаем искусственный интеллект. Мы хотим создать новый путь для предпринимателей, чтобы они не занимались всей этой чушью с созданием компаний. Наш подход простой «первым делом — продукт», а не «первым делом — компания».
— Я думаю, что важно разработать будущее так, как мы хотим, а не просто позволить ему происходить, как ему хочется, а потом на это жаловаться.
— Люди должны делать меньше вещей, которые им не хочется делать. Люди должны иметь свободу делать то, что хотят. На базовом уровне именно таким должен быть мир.
* - выполняет функции иностранного агента