Меню

Спецслужбы РФ обнаружили 42 ячейки международных террористических организаций

В России с начала года раскрыта деятельность 42 ячеек международных террористических организаций. Работа велась Росфинмониторингом совместно с ФСБ России.

Об этом сообщил Юрий Чиханчин, глава Федеральной службы по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг), в ходе встречи с Владимиром Путиным. Содержание беседы опубликовано на сайте Кремля.

«Если говорить о действиях с коллегами, то еще порядка 30 [ячеек] мы увидели в других странах. В общей сложности, если говорить непосредственно о террористах, то только в перечень официальных, «публичных» террористов у нас внесено в прошлом году 1500 человек. Более 3500 счетов заморожено», — добавил Чиханчин.

Одна из зарубежных террористических ячеек была обнаружена во Франции, где ее создали выходцы из северокавказских регионов России. Члены этой ячейки поддерживали связь с сообщниками на территории России, которых было более тысячи. Часть из них ушла воевать в ИГ («Исламское государство» , запрещенная в РФ террористическая организация), после того как террористический «филиал» во Франции был разгромлен.

К борьбе с терроризмом подключились коллеги Росфинмониторинга из Франции и Мальты, а также главы финансовых разведок государств СНГ, Евразийская рабочая группа, представители Сирии, Ирака и Ирана, отметил Чиханчин. Ведется также «некая работа с Турцией». В распоряжении Росфинмониторинга появились данные о том, что к финансированию терроризма причастен бизнес разных стран.

«Мы работаем как по российским, так и по иностранным компаниям», — сказал Чиханчин, но конкретных примеров не назвал.

Продолжается частное финансирование террористических группировок посредством соцсетей и электронных кошельков. Росфинмониторинг обнаружил несколько десятков таких индивидуальных спонсоров.

«Даже на появление в социальных сетях объявлений о том, что деньги нужны для войны с «неверными», жители России откликаются и отправляют [деньги]», — сообщил Чиханчин.

Предотвращенные теракты

О задержании членов ИГ в России становится известно все чаще. Так, ровно месяц назад ФСБ сообщила о задержании семи членов ИГ в Екатеринбурге. По официальной версии следствия, они планировали совершить теракт в торгово-развлекательном центре «Карнавал»: в квартире подозреваемых обнаружили подробный план этого ТРЦ. Руководил участниками группировки приехавший из Турции член ИГ, а сами задержанные временно устроились водителями такси, экспедиторами и мелкими торговцами. В отношении задержанных возбудили уголовные дела по ст. 205 («Террористический акт»), ст. 222 («Незаконный оборот оружия») и ст. 222.1 УК РФ  («Незаконное хранение взрывчатых веществ»).

Еще раньше, в ноябре 2015 года, в Москве полиция задержала двух братьев Аваковых - 22-летнего Салтанбека и 36-летнего Махача, попавших под подозрение в убийстве младшего лейтенанта Дениса Климовича в 2010 году в столичном районе Кунцево. Тогда преступники оставили на месте преступления паспорт и водительское удостоверение. Также братьев Аваковых подозревают в убийстве полицейского на федеральной трассе Махачкала — Астрахань в 2014 году. По данным следствия, Аваковы входили в дагестанскую бабаюртовскую группировку, присягнувшую на верность «Исламскому государству».

Никто не застрахован, но будьте бдительны

Спецслужбы не могут гарантировать россиянам абсолютную защиту от террористов, по мнению Арслана Хасавова - члена Российского совета по международным делам и эксперта по Сирии.

«Угроза терактов сильно возросла в момент, когда террористическая организация «Имарат Кавказ», которая действует на территории Северного Кавказа последние годы, объявила о вхождении в структуру «Исламского государства». Спикер «Исламского государства» заявил, что они принимают так называемый байат — присягу — организации «Имарат Кавказ». Уже в тот момент стало понятно, что возможна волна терактов. Террористы, как правило, ставят своей целью крупные города. Возможны традиционные, скажем так, мишени — объекты в Чеченской республике или, может быть, даже отдельные политические деятели. …Какая-то работа проводится, есть несколько случаев задержаний, судебных разбирательств, но это не носит системного характера, это все отдельные эпизоды. Никто не может ручаться за то, что они в один не прекрасный, а ужасный день не совершат что-нибудь в России», - приводит Собеседник.ру слова Хасавова.

Эксперт подчеркнул, что не стоит называть нагнетанием ситуации информирование россиян о террористической угрозе:

«Здесь нет никакого нагнетания. Гражданам нужно напомнить о том, что нужно быть внимательными в местах большого скопления людей, нужно наблюдать, чтобы выявлять подозрительных личностей. Со спецслужб и правоохранительных органов никто ответственность не снимает, но многое зависит и от самих граждан».

Президент России Владимир Путин ранее заявлял, что, несмотря на старания российских и зарубежных спецслужб, от риска стать жертвой террористов не застрахован никто.

«Скажем, Франция относилась к числу тех стран, которые занимали жесткую позицию в отношении президента Асада лично. И мы слышали все время от наших французских друзей, что непременным условием для начала политических переговоров должно быть решение вопроса об уходе президента Асада. Ну и что? Это уберегло Париж от террористической атаки? Нет. Нам, мне кажется, не нужно выдвигать вперед вопросы, которые, по сути, являются второстепенными. Первое, что мы должны сделать, - это объединить усилия в борьбе с террором и террористическими организациями и на этой базе договариваться», - ответил Путин в ответ на запрос «АиФ».