«В Европе к бизнесменам из России долго присматриваются. «Разбег» растягивается до двух-трех лет». Почему российский бизнес стремится за рубеж, но некоторые предприниматели возвращаются?
Зарубежные рынки притягивают российских бизнесменов. Cогласно исследованию РАНХиГС, интеллектуальная эмиграция из РФ особенно усилилась за последние шесть лет. На первый взгляд, вести бизнес «там» проще — по показателю «доля малого и среднего бизнеса (МСБ) в ВВП» мы отстаем от западных и передовых азиатских стран в два-три раза. Но какие мотивы движут российскими бизнесменами?
Политическая конъюнктура и ситуация в стране — первые в списке. Ирина Егорова, основатель управляющей компании RestorFX Detailing Lab (Испания) рассказывает, что решила продать бизнес в Москве и ехать за границу, «когда президенты поменялись местами», то есть в 2012 г. Зарубежные поставщики мгновенно отреагировали, ужесточив условия оплаты и поставки. Кроме того, в тот момент обозначилось неуклонное падение потребительского спроса и покупательской способности. Среди факторов, плохо влияющих на бизнес в России, г-жа Егорова выделяет повышение косвенных налогов на зарплаты, коррупцию и падение недвижимости в цене.
Доступ к инвестициям — второй важный фактор. Основатель сообщества по аренде вещей Rentmania Аркадий Мешковский отмечает, что Россия в настоящее время переживает экономическую изоляцию и политические риски, в связи с этим получить доступ к мировым венчурным инвестициям трудно, у нас же в стране венчурный капитал отсутствует как класс.
Бюрократизация процессов — третья причина, определяющая бегство бизнеса. По мнению Марины Могилко, основателя Linguatrip.com, онлайн-сервиса для поиска языковых курсов за границей (США), надо облегчить все юридические вопросы, связанные с ведением бизнеса, начиная с самого простого: открытия счета в банке для ООО.
Величина рынка и темпы его роста тоже имеют значение. «Технологический рынок в США отличается от российского не в два-три раза, а в десятки или даже в сотни раз в некоторых сферах, — отмечает Денис Родионов, основатель BounceHelp.com и SalesRep.ai (США). — Мы переместились потому, что «хотим делать бизнес на продуктах мирового класса, используя самые последние технологии».
Китай очень привлекательный и перспективный для нас рынок. Темпы развития сетей в Китае несопоставимы с нашими, — поясняет свое стремление за рубеж Сергей Дорошенко, основатель образовательного холдинга JJ (сети «Маленький Моцарт» и STAR studio).
Диверсификация и развитие бизнеса — еще один мощный мотив отечественных бизнесменов. «Мы хотим зарабатывать на других рынках и получать выручку не только в рублях», — объясняет стратегию развития бизнеса Александр Антонов, основатель образовательного онлайн-сервиса Puzzle English.
Выжить не в России
С какими проблемами сталкиваются состоявшиеся бизнесмены и стартаперы, уехавшие из России? На рынках США и Китая высокая конкуренция — туда стремятся все, и это провоцирует рост затрат на аренду, рекламу, производство.
Генеральный директор ГК Eqvanta (работает в сфере финансовых технологий) Юрий Провкин, который поехал инвестировать в Кремниевую долину и вернулся в Россию, вспоминает, что в США огромная конкуренция за кадры: очень востребованы успешные инженеры и программисты. Стартапы по понятным причинам не могут платить специалистам такие же зарплаты, как крупные компании, а разработка продукта занимает в среднем два года.
Доступ к венчурному капиталу тоже имеет свои особенности. «Инвестиции предприниматель получает только через два месяца после сделки, поэтому ехать в Штаты надо хорошо «заряженным» собственными деньгами», — делится опытом Марина Могилко. Вообще же американские инвесторы любят вкладывать в тех, кто уже осел в США, еще лучше — если с семьей, дополняет Аркадий Мешковский.
В каждой из стран, где я работал: США, Китай, Ирландия — есть тонкости законодательства. Но для этой сферы есть универсальное решение — местные бухгалтеры, адвокаты, закупщики, которые знают локальные законы, — рассказывает Дмитрий Симоненко, серийный предприниматель, основатель основатель или сооснователь проектов Plesk, Parallels, Euratech Robotics, Innalabs и Petroglyph.
На этот же риск обращает внимание и Евгений Протасенко, CEO компании HPC Hub:
В США Legal counsel (юрисконсульт — прим. ред.) нужен с первого дня. Пожадничаешь денег на хорошего юриста, с большой вероятностью довольно быстро получишь проблемы. Вопросы права — очень серьезны в Штатах, собственно, просто потому, что это и есть проекция общих правил, которые работают.
Незнание языка, законов, рынка, бухгалтерии, способов получения информации, а также образа жизни и привычек конечного потребителя делают тебя неконкурентоспособным в чужой стране, отмечает Ирина Егорова.
В Европе к бизнесменам из РФ долго присматриваются, и «разбег» от российских шести месяцев растягивается до двух-трех лет. Открывая бизнес за границей, приходится начинать все с чистого листа: искать новые связи, информацию, сотрудников. Все это сопряжено с моральными и физическими сложностями, несравнимыми с Россией, — резюмирует г-жа Егорова.
Выход бизнеса за рубеж, даже успешного, сам по себе является риском, считает Александр Антонов. По его мнению, главная опасность в том, что с ростом пользовательской базы так и не удастся вывести юнит-экономику в плюс, то есть проект останется убыточным на этом рынке и его придется свернуть.
Есть и политические риски. Пожалуй, самой нашумевшей историей за последнее время стал случай с сетью ресторанов «Теремок». В 2016 г. компания попыталась выйти на американский рынок и открыла два кафе в Нью-Йорке. Рестораны просуществовали недолго: спустя два года они были закрыты по надуманным предлогам. Владелец «Теремка» Михаил Гончаров уверен, что в данном случае в бизнес вмешалась политика, связанная с не самыми теплыми отношениями России и США. В марте 2018 г. в «Теремок» пришел инспектор, который постановил приостановить работу ресторана под мнимым предлогом несоблюдения санитарных норм, выписал большие штрафы и спрашивал о возможном отмывании денег из России, утверждал г-н Гончаров.
Не все, кто вернулся в Россию, сделал это вынужденно. Например, предприниматель Дмитрий Симоненко прожил в Штатах 13 лет и уехал оттуда по собственной воле. «Я вырос в Сибири и мне всегда хотелось быть дома. И не только потому, что я вижу здесь огромные возможности, а потому что мне нравятся люди, я хочу, чтобы меня понимали, я хочу говорить на своем языке», — говорит г-н Симоненко.
Сейчас само понятие «заграница» стерлось, каждая страна имеет свою специализацию: в чем-то сильны немцы, в чем-то — итальянцы, полагает предприниматель. Поэтому в отдельной стране нельзя развивать все сразу, каждая страна интегрирована в глобальное пространство. Мысль о специализации стран близка и Евгению Протасенко, который считает, что Россия может быть местом размещения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (research and development, R&D). «Это, на мой взгляд, то, на чем нам было бы здорово сфокусировать свою стратегию повышения конкурентоспособности как стране», — говорит г-н Протасенко.
Другую стратегию развития бизнеса в России видит Дмитрий Симоненко:
Особенность России в том, что у нас мощная ресурсная база: мы имеем доступ к потрясающему сырью. Мы счастливчики! В такой ситуации нам зарубежный рынок нужен как рынок сбыта, и нам важно научиться делать и выводить на него финальный продукт, развивать российские бренды, — делится он.
И добавляет: мощный бизнес без ориентирования на заграницу сделать нельзя, поэтому российским предпринимателям интересны за рубежом все рынки.
Сейчас Дмитрий Симоненко со своим партнером Антоном Супруном выводит на европейский рынок новый российский бренд Petroglyph®, воду из недр предгорий Алтая. Бизнесмены нашли немецкого дистрибьютора, который поставляет воду в отели и рестораны. Но в Германии есть правило: тара должна идти на возврат. «Получается, что нам надо решить интересную логистическую задачу в Германии, чтобы залить в возвращенные из отелей и ресторанов бутылки воду с Алтая», — говорит предприниматель.
Все зависит не от страны, а от конкретного человека и его целеустремленности, резюмирует г-н Симоненко: «Если вы посмотрите на свою жизнь, то поймете, что живете в мире сбывшихся желаний. Не сбылось только то, чего вы реально не хотели».
Текст: Иван Юрченко, редактор образовательного онлайн-ресурса Puzzle English, Евгений Зуев, директор компании по маркетингу — специально для DK.RU