«На деле это означает практически неограниченный перечень оснований для запрета на выполнение международных полетов». ФСБ требует ввести новые правила допуска авиакомпаний к рейсам в другие страны.
Минтранс предлагает ввести новое требование для российских авиакомпаний, выполняющих международные полеты, пишет «Коммерсантъ». От них будут требовать направлять в Росавиацию определенные стандартные данные не позднее чем за полчаса до вылета, а любой международный рейс может быть отменен по требованию ФСБ в случае «угрозы безопасности РФ».
Авиаперевозчик обязан сообщать количество и национальность членов экипажа и пассажиров, перечислить груз, назвать график полета с указанием мест посадок, пунктов и расчетного времени входа-выхода из воздушного пространства России и других государств. Если компания не предоставит информацию, то при повторном нарушении Росавиация приостановит ее разрешение на международные полеты на месяц. При трех нарушениях и более регулятор отзовет разрешение минимум на год. При этом, если ведомство будет давать авиакомпаниям одно разрешение, то отзыв лишит перевозчиков доступа ко всем международным рейсам.
В России есть несколько чартерных авиакомпаний, которые летают только за рубеж. Приостановка разрешения даже на месяц будет означать для них прекращение бизнеса, — сказал собеседник издания.
Но главная инициатива — дать Росавиации право запрещать конкретные полеты при получении информации «об угрозе безопасности РФ» от «уполномоченного ФОИВ». При этом в документе не уточняется, что подразумевается под угрозой безопасности. Комментировать поправки в Минтрансе и Росавиации отказались.
Новые правила инициировала ФСБ: спецслужбы три года добивались ужесточения правил полетов, говорит источник газеты.
«Угрозу безопасности РФ» можно трактовать как ряд факторов, вызывающих риски для жизненно важных интересов личности, общества, государства, считает партнер юридической компании НАФКО Павел Иккерт.
Такими факторами могут быть не только техногенные, экологические, террористические, но и политические, социальные, экономические. На деле это означает практически неограниченный перечень оснований для запрета на выполнение международных полетов,— поясняет юрист.
В ноябре 2015 г. в авиакатастрофе лайнера Airbus A321 компании «Когалымавиа» над Синаем погибли 224 человека. Причиной этого стал теракт, сообщали в ФСБ. После этого авиасообщение с Египтом и туры в эту страну были запрещены на несколько лет.