В бюджете региона недостаточно средств, чтобы привести в порядок инженерную инфраструктуру, власти рассчитывают в этом на бизнес. А предприниматели – на новый закон по энергосервису.
Вопросы модернизации инженерной инфраструктуры Свердловской области в рамках энергосервисных договоров обсудили в правительстве представители министерства энергетики и ЖКХ, комитета по энергетике СОСПП, сотрудники Совета главных конструкторов, а также и главы муниципалитетов. Преамбулой послужило выступление главы министерства Николая Смирнова, который констатировал: за счет регионального бюджета модернизация ЖКХ невозможна, однако необходимо сделать энергоснабжение долее эффективным и сократить убытки.
«Для модернизации регионального ЖКХ необходимо не менее 270 млрд рублей, - отметил Николай Смирнов. - Для всех очевидно, что таких денег в бюджете нет. Поэтому одна из главных задач, стоящих сегодня как перед региональной властью, так и перед органами местного самоуправления, – привлечение на эти цели внебюджетных источников финансирования».
По словам министра, в последнее время большая часть проектов по энергосбережению, реализованных в Свердловской области, была весьма успешной. Однако проблемы были, и связаны они с мероприятиями, проходящими в рамках энергосервисных контрактов. За два года в регионе провели таких работ всего на 500 млн рублей, что далеко недостаточно для масштабной экономии.
Представители бизнеса, присутствующие на заседании, поясни причину низкой популярности энергосервисных контрактов: она в отсутствии единого законного регулирования в данной сфере. По словам гендиректора МРСК Урала, председателя Комитета по энергетике СОСПП Валерия Родина, в области нет механизма, который мог бы гарантировать исполнителю возврат расходов по контракту.
Такое же мнение высказал и гендиректор НПО автоматика Леонид Шалимов, который рассказал о нескольких контрактах в рамках энергосервисных договоров, которые ведет сейчас предприятие для заказчиков из Свердловской и Челябинской областей. Результативность энергосберегающих мероприятий по каждому объекту составляет порядка 30% экономии по расходам ресурсов. Однако существуют и проблемы.
Так, до сих пор не существует возможности заключения энергосервисных договоров напрямую с администрациями муниципалитетов. Из-за этого частникам сложно получить гарантии на возмещение своих расходов. Следствием становится повышение более чем на 5 процентов ставок страховых компаний, которое влечет за собой значительное удорожание работ. Другой проблемой стало требование по отсутствию у заказчика задолженности за ранее потребленные ресурсы. Оно сильно ограничивает круг заказчиков, потому как далеко не каждое предприятие коммунального комплекса может выполнить данное условие.
По мнению энергетиков, решить все сложные вопросы, связанные с энергосервисными договорами, мог бы региональный закон, в котором был бы прописан четкий механизм взаимодействия заказчиков с исполнителями. Такой документ участники заседания рекомендовали предложить к разработке свердловскому законодательному собранию. Об этом сообщает пресс-служба областного правительства.
Справка «ДК»:
Энергосервис как услуга оказывается специализированными фирмами, которые готовы предложить оптимальное готовое решение поставленной задачи по уменьшению энергозатрат, способное при сравнительно небольших инвестициях в самые кратчайшие сроки дать наибольший результат.