Свердловская область вышла на 1-е место на Урале по числу зарегистрированных пользователей единого портала госуслуг — gosuslugi.ru (299 тыс.). Причем, почти половина из них пришли на портал в 2013 г.
Как рассказал «ДК» Денис Сибирцев, директор екатеринбургского филиала ОАО «Ростелеком», на 2-м месте — Тюменская область (144 тыс.), а на 3-м — Ханты-Мансийский автономный округ (142 тыс.). Региональных и муниципальных услуг, оказываемых в электронном виде с портала, больше всего также на Среднем Урале (1769), следом идут Югра (548) и Пермский край (334).
«Если смотреть в масштабах страны, то в декабре 2013 г. Свердловская область обошла все российские регионы и занимает первое место по количеству электронных госуслуг, оказываемых с единого портала. На втором и третьем местах — Саратовская область (1002) и республика Башкортостан (815) соответственно», — отметил г-н Сибирцев.
Наиболее популярными среди уральцев являются услуги информирования о наличии штрафов ПДД, получение заграничного паспорта, услуга извещения о состоянии индивидуального лицевого счета в Пенсионном фонде России. Самыми востребованными услугами, которые оказывают региональные исполнительные органы власти, считаются «Прием и выдача документов о государственной регистрации актов гражданского состояния: рождения, заключения брака, расторжения брака, усыновления (удочерения), установления отцовства, перемены имени, смерти»; переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии на фармацевтическую деятельность; и др.
Большинство бизнесменов, опрошенных «ДК» для спецпроекта, посвященного электронным госуслугам, порталом gosuslugi.ru никогда не пользовались или даже не слышали о нем. Некоторые, правда, использовали портал, но как физлица — для оформления загранпаспорта. Рассматривать эту площадку для решения бизнес-задач они пока не готовы.
Григорий Балакин, управляющий партнер ГК «УралФрансАвто-Авантайм-Британия»:
— Как бизнесмен я порталом госуслуг не пользовался, но как физлицо — оформлял загранпаспорт. И надо сказать, работает эта услуга хорошо и быстро. Я зарегистрировался на портале и через пару дней получил код доступа в офисе «Ростелекома» (для жителей области, увы, центров выдачи пока нет, поэтому придется либо ехать в Екатеринбург, либо ждать две недели — такой срок отведен на доставку «Почтой России» письма с кодом). Затем заполнил анкету (это не заняло и 15 минут) и уже через 1,5 недели был приглашен на собеседование и фотографирование. Процесс физического получения паспорта пока до конца не отлажен — я и еще десяток получателей вынужденно толпились в тесной комнате. Но через 40 минут документ был получен — без каких-либо ночных очередей и битв за талончики!
Эволюция портала госуслуг
Запуск Единого портала государственных и муниципальных услуг в России с 2002 по 2010 г. регламентировала федеральная целевая программа (ФЦП) «Электронная Россия». Росинформтехнологии и разработчик портала, ФГУП НИИ «Восход», наметили старт на январь 2009 г. Первая версия действительно заработала 1 января 2009 г. на сайте Общероссийского государственного информационного центра — ogic.ru. Но вместо полноценного портала пользователям отдали ресурс с подборкой адресов госслужб и возможностью распечатать бланки официальных документов. При этом, согласно открытым источникам, затраты федерального бюджета на проект составили 495 млн руб.
Президент РФ Дмитрий Медведев остался недоволен и темпами программы «Электронная Россия», и качеством портала госуслуг. Проект перешел в ведение Минкомсвязи. Глава ведомства Игорь Щеголев отказался от услуг ФГУП НИИ «Восход» и привлек в качестве федерального оператора «Ростелеком», а главным исполнителем проекта стала «Энвижн Груп». Бюджет на разработку был скромнее — около 100 млн руб.
Однако вторая версия портала, запущенная 15 декабря 2009 г. по адресу gosuslugi.ru, сперва все равно мало отличалась от первой: на ней разместили информацию о 110 федеральных услугах и примерно о 200 региональных и муниципальных. И уже через полчаса после торжественного запуска портал стал недоступен. Разработчики сообщили, что сайт подвергся DDoS-атаке. Скептики же уверяли, что сбой был вызван спешкой при запуске. Впрочем, ошибки исправили, и до февраля 2012 г. портал только расширялся, без резких изменений дизайна и навигации. Так, 1 апреля 2010 г. заработал сервис авторизации («Личный кабинет»). А к июлю 2010-го первые полноценные госуслуги стали доступны в электронном виде. В том числе подача налоговых деклараций, лицензирование отдельных видов деятельности и т. д.
С 2011 г. gosuslugi.ru — часть госпрограммы «Информационное общество» на 2011-2020 гг. «Ростелеком», который по распоряжению правительства РФ стал единственным исполнителем работ по этой программе, получил сказочный заказ. В Минкомсвязи сообщали, что из госбюджета на программу до 2020 г. потратят 88,03 млрд руб. Из них в 2011-2013 гг. — по 3,1 млрд руб. в год, а затем ежегодно по 11,2 млрд руб.
В конце 2011 г. был анонсирован выход обновленной версии портала госуслуг. Несколько месяцев ее тестировали в Свердловской области, и после завершения испытаний, 4 февраля 2012 г., она была запущена на федеральном уровне. Изменился не только дизайн, но и структура сайта. Ранее в Минкомсвязи признавали, что первая версия была неудобной и перегруженной, со сложной навигацией. Эти проблемы учли при обновлении. Помимо прочего, пользователи получили возможность отслеживать в режиме реального времени статус услуги — от отправки заявки до исполнения. В «Личном кабинете» стали отображаться и промежуточные действия, например: «заявка отправлена в министерство», «заявка передана в работу» и т. д.