Меню

Валерий Заводов: Делаем себя мертвыми, пытаясь быть равнодушными

Банкир Валерий Заводов раскрыл механизм собственного и мирового равнодушия. Оказывается, присущее всем нам гуманистическое начало и любовь к людям может дать сбой под воздействием головной боли. Ко

Банкир Валерий Заводов раскрыл механизм собственного и мирового равнодушия. Оказывается, присущее всем нам гуманистическое начало и любовь к людям может дать сбой под воздействием головной боли. Когда ничего не болит, известный банкир очень даже неравнодушен – бандитов может назвать бандитами, выпить водки, чтобы уважить Михалкова, и, поддавшись влиянию английских пенсионеров, пересмотреть свои взгляды на гастарбайтеров. Урок толерантности и неравнодушия  от старейшины екатеринбургского банковского бизнеса.
Равнодушных людей я видел лишь на их похоронах. Пока мы живы, мы не можем быть безразличны к миру. Степень и проявление равнодушия зависят от социального статуса человека и его возраста: у бомжа свое равнодушие, у политика – свое. У молодого и пожилого даже одного социального положения разное восприятие мира и отношение к событиям и людям, разный опыт и уровень тестостерона. Но равнодушие не может быть абсолютным и всегда проявляется относительно чего-то или кого-то.
В любом случае есть нечто, что важно для тебя. Даже если ты равнодушен к людям и считаешь, что это помогает тебе заниматься бизнесом, значит, ты неравнодушен к деньгам. Или, например, меня мало заботит проблема голодающих в Африке. Там спичку вставляешь – вырастает дерево, а люди просто не хотят работать, привыкнув жить на гуманитарную помощь. Можно ли меня назвать равнодушным? Думаю, нет, потому что просто есть нечто, что волнует меня больше, чем Африка, – как нам с собственными проблемами в России справиться.

 Многое здесь зависит от случая – все бывает. Сегодня тебе хорошо и ты готов участвовать в жизни других людей, общаться, делиться. А завтра болит голова и ты равнодушен ко всем, потому что в этот момент занят только собой и своей болью. Когда у нас что-то идет не так, мы становимся равнодушными ко всему внешнему миру, кроме самих себя. Организм и психика сами выстраивают такие приоритеты, поэтому в одной и той же ситуации человек может вести себя по-разному.

 Статус заставляет быть неравнодушным к мнению тех, с кем ты даже не знаком. У меня был случай в жизни, когда мы с Никитой Михалковым играли в теннис, а потом пошли в баню. Там для нас накрыли стол, и трудящиеся еще поставили бутылку водки. Я знал, что вечером ему представлять картину и встречаться со зрителями, поэтому хотел отказаться, но Михалков говорит: «Оставь». Я удивился, а он говорит: «Ну понимаешь, вот что они подумают? Два мужика пришли в баню и даже водки не выпили. Чем они тогда занимались? Ты же не пойдешь объяснять». В общем, он меня тогда убедил. Михалков – человек общественный, и ему важно, что о нем думают. Я же ориентируюсь на определенную группу людей, на тех, с кем бы я хотел общаться, кто значим для меня, чье отношение к моим словам и поступкам меня интересует. Бывало, что я был неправильно понят. Иногда пытался донести то, что хотел сказать в действительности, иногда оставлял все как есть. Это нельзя назвать равнодушием, просто я знаю, что время все расставляет по своим местам.

 Наличие цели в жизни или бизнесе порой тоже делает нас равнодушными ко всему, что не связано с нашей целью. Есть множество примеров людей, которые так увлечены своей работой, что света белого не видят. Представь, что ты зашел в автобус, где тебе наступают на ноги, но ты терпишь и не возмущаешься – у тебя есть цель доехать до своей остановки, а этого человека ты больше никогда не увидишь, и не стоит тратить на него свои нервы и время. Собаки лают – караван идет. Почему так? Потому что у каравана есть цель – из пункта А дойти в пункт Б. Останавливаться в дороге нельзя – иначе воды не хватит, ведь все рассчитано. Сталина принято считать антигероем, но он провел индустриализацию страны и все заводы закупил в Америке во времена ее Великой депрессии. Цель оправдывает средства, потому что самое главное – это цель. Ты просто делаешь то, что нужно для ее реализации, и игнорируешь все остальное.

 Есть люди, которые считают, будто равнодушие как абсолютное отсутствие эмоций – то, что нас спасает. Я считаю, что оно нас губит, так как не мотивирует на новые знания, познание мира. Чем дальше, тем больше равнодушных людей и тем быстрее мы катимся вниз по наклонной. Я в чем-то человек очень продвинутый, но в каких-то вещах совершенно не разбираюсь. Как объяснить то, что люди ищут общения и любви в Интернете, а в реальности играют в равнодушных друг к другу? Стараясь оставаться равнодушными, не имея на то причин, мы делаем себя «мертвыми». Равнодушие – это либо эмоциональное истощение, либо недоразвитость. Бывают «мерт­вые» старики – люди, которые уже столько пережили, что перестают чувствовать. Но есть и «мертвые» молодые люди, которые намеренно ограничивают себя в эмоциях: «Ой, мне нельзя переживать. Думать об этом не хочу!» Такая позиция снижает качество жизни, потому что ее качество заключается в том, чтобы заниматься тем, что ты хочешь, и получать от этого эмоции и впечатления. Все чаще слышу фразу: «Так, ничего». Выпил чашку кофе, увидел картину, познакомился с новым человеком: «Ну как тебе?» – «Так, ничего».

 Молодых часто обвиняют в прагматизме, цинизме и равнодушии. Просто они еще пока «голодны» – им хочется красиво жить и ездить по миру. Проще быть неравнодушным, когда у тебя уже многое есть. С возрастом ценности меняются – от элементарных животных инстинктов, «от живота», мы идем к духовности, но ее достигают единицы. Неравнодушие – прерогатива возраста. Чем ты старше, тем неравнодушнее. В молодости мы бываем равнодушны по непониманию – неравнодушие приходит с опытом. Когда у тебя есть опыт, ты можешь переживать за того, кто обжегся о горячую сковородку. А когда ты молод и сам не обжигался, то, глядя на того, кто страдает от ожога, можешь оставаться равнодушным к его боли, потому что не знаешь, какая она.

 Порой находятся болтуны, критиканы и лоботрясы, которые эпатажем создают себе имидж неравнодушных правдолюбов и жалуются, что за правду страдают. К настоящему неравнодушию это не имеет никакого отношения. Правду нужно уметь говорить, чтобы быть услышанным, тогда и «слово – золото уже». Я сам говорю всем нашим строителям: «Вы же все бандиты. Вы хищники. Строите на болоте, а цены просите, как в Лондоне, где культурный слой составляет до шести метров». Могу сказать бандиту, что он бандит. Всегда можно сказать, что ты думаешь, главное – чтобы была соответствующая обстановка и аргументация. Быть неравнодушным – это искусство.

 Последний урок неравнодушия получил в Лондоне. Когда я изучал английский язык, то жил у вдовы из Йорка, и мы каждый день ужинали с ее знакомыми в саду. Я всегда брал с собой два словаря, чтобы поддерживать разговор. Однажды они спросили меня о том, какие в России проблемы. Я сказал: «Китайцы!» – «Они что, хулиганят?» – «Нет». – «Они не работают?» – «Работают». – «В чем проблема тогда?» – «Ну вот, понаехали». – «Но они же работают. Они ведь не делают то, что делаешь ты. Они работают там, где ты не хочешь и не будешь работать». – «Ну да». – «Надо быть счастливыми от того, что они едут к вам». До того ни одна пропаганда не могла меня переубедить, а в тот момент я изменил свою точку зрения и теперь на гастарбайтеров смотрю как на манну небесную – без них нам не выжить.