Меню

Из врача в девелоперы. Вдохновляющий бизнес-опыт Валерия Малышева и новый проект на 3 млрд

Валерий Малышев. Иллюстрация: ДК

В эксклюзивном интервью DK.RU один из самых непубличных бизнесменов Екатеринбурга рассказал, как из врача стал застройщиком, решился строить новый клубный дом, и причем здесь «Общество Малышева 73».

Имя Валерия Малышева давно и прочно ассоциируется с медицинским бизнесом. Созданная им сеть клиник «Здоровье 365» — одна из крупнейших в Уральском регионе. Информация о том, что г-н Малышев много лет успешно занимается девелопментом, стала общеизвестной после начала строительства клубного дома «Ривьера» — самого заметного проекта в сегменте элитной недвижимости Екатеринбурга.

Валерий Малышев — об управлении бизнесом, стоимости «Ривьеры» и новом законе для застройщиков.

Создание бизнеса в сфере медицины в вашем случае закономерный шаг: вы врач, работали в управлении здравоохранения Екатеринбурга. Когда и что привело вас в девелоперский бизнес?

— Медицинский бизнес вырос из девелоперского. Я был доктором, заведующим отделения искусственной почки Городской клинической больницы скорой медицинской помощи. В наше специализированное реанимационное отделение поступали пациенты с тяжелейшей патологией. Мы вылетали на вертолетах, чтобы забрать их к себе. Но в конце 90-х больницу закрыли. Некоторое время я работал в Управлении здравоохранения Екатеринбурга, куда меня пригласил бывший начальник. Потом руководство сменилось, и я ушел.

Можно было остаться в медицине, но работать рядовым врачом уже не позволяли амбиции.

В моем окружении были люди, занимавшиеся девелопментом, разворачивались интересные проекты в сфере жилой и коммерческой недвижимости — и понемногу я в них зашел в качестве инвестора. Мой девелоперский стаж — 18 лет, в медицинском бизнесе — на несколько лет меньше.

Крутой вираж… Как вы вернулись к медицине?

— Моим первым большим проектом в девелопменте стал ЖК «Бажовский». Чтобы инфраструктура квартала была полноценной (по тем временам он считался достаточно большим), требовался медицинский центр. Мы выделили для него помещение, но не нашли оператора, готового инвестировать. У меня был большой опыт работы в медицине, в том числе на руководящих позициях, и, посоветовавшись с партнером, я решил замкнуть этот проект на себя. Так появилась первая многопрофильная клиника «Здоровье 365».

В момент создания медицинского бизнеса я рассчитывал, что в течение года найду себе замену и передам оперативное управление другому человеку. Напрасно. Следующие пять лет я практически не занимался девелопментом — переключился на медицину. В результате в кварталах, где я участвовал в качестве инвестора, появилось несколько клиник. Поставив на ноги этот бизнес, я вернулся к девелопменту. С 2013 г. моя компания снова вышла на определенные обороты по сдаче недвижимости.

Какие проекты уже завершены и какими проектами вы занимаетесь сейчас?

— Закончены квартал Das Haus и ЖК «Белорецкий». В массовом сегменте строится большой красивый квартал ЖК «Новая Ботаника», недавно мы начали новый проект — ЖК «Сказы Бажова». Он расположен вдоль набережной на ул. Щербакова. Параллельно в премиальном сегменте мы строим клубный дом «Ривьера».

Как возникла столь смелая идея — строить еще один клубный дом в Екатеринбурге? Знали ли вы на старте, что еще несколько игроков запускают жилые проекты в высоком ценовом сегменте?

— Занимаясь бизнесом, всегда ставишь себе какую-то планку. Мне было очень интересно попробовать себя в качестве застройщика элитной недвижимости. Мы с партнерами долго вынашивали и обсуждали эту идею, взвешивали «за» и «против». Конечно, в этом была доля риска. В то же время реальных предложений в сегменте элитной недвижимости было (и есть) не так много. Мы посчитали, что наш проект жизнеспособен. Уверенность в своих силах придавал опыт в девелопменте. В общем, мы набрались смелости и в 2016 г. вышли на площадку. В планах — завершить «Ривьеру» в сентябре 2019 г.

В интервью 2012 г. вы упоминаете, что ходили на рыбалку в Индийском океане на шхуне «Ривьера». Имеет ли та «Ривьера» отношение к неймингу клубного дома?

— Конечно, нет. Имя для клубного дома я придумал в самолете, когда проект был на стадии разработки. У меня дом на Итальянской Ривьере, недалеко от Сан-Ремо и границы с Францией. Клубный дом расположен на берегу реки, в очень престижной локации. Я подумал: почему бы не назвать так наш объект.

В планах купить парусную лодку. Возможно, назову ее «Ривьерой». Я человек мира, много путешествую, в том числе по морю, люблю охоту и рыбалку.

Вы начинали проект клубного дома вместе с девелоперской компанией «Общество Малышева 73». Потом появилась информация, что ваш партнер вышел из проекта. Прокомментируете, так ли это и в чем причина?  

— «Общество Малышева 73» никогда не выступало инвестором «Ривьеры». В этом проекте у каждого партнера своя роль, наши функции и полномочия разграничены. Выполнив свою миссию, «Общество Малышева 73» осталось одним из бенефициаров проекта, но оперативное управление и затраты полностью лежат на нашей компании.

При наличии достаточного финансирования, опыта и хорошего генподрядчика построить дом можно достаточно быстро. Но прежде чем выйти на площадку, надо провести огромную работу по проектированию, межеванию территории, подготовке необходимой документации и получить разрешения соответствующих инстанций. Поверьте, это очень непросто, особенно если речь идет о строительстве в историческом центре.

В нашем случае процесс согласования осложняло наличие на территории памятников архитектуры. Нам удалось «посадить» дом между ними, сохранив и охранные зоны этих объектов, и уникальность расположения клубного дома, его видовые характеристики. Прежде чем приступить к строительству, мы года два занимались проектированием, прохождением экспертиз и согласований.

Какова судьба памятников?

— Оба здания пребывают в плохом состоянии. Частично сгоревший дом на углу улиц Горького и К. Маркса я купил на торгах. Мы восстановим его в историческом облике за свой счет и сделаем эксплуатируемым. Второе здание — памятник архитектуры федерального значения усадьба купца Е. А. Деласье — я тоже хотел бы приобрести. Район набережной — исторический центр города, где есть что восстанавливать и реконструировать. И мы готовы в этом участвовать.

Выбирая архитектурное решение для «Ривьеры», вы учитывали историческую среду?

— Безусловно. Мы рассматривали несколько стилевых решений и остановились на неоклассике — место и окружение обязывают. «Исторические реминисценции» присутствуют и в архитектуре «Ривьеры», и в решении фасадов. По диагонали от клубного дома находится здание Полпредства, тоже неоклассическое. Рядом с нами — неоклассические особнячки (деловые дома). 

Были ли у вас сомнения, что проект пойдет? Все-таки элитный сегмент — сложный, покупатели взыскательные…

— На начальном этапе всегда есть сомнения. Но все-таки «Ривьера» — далеко не первый мой объект в сфере недвижимости. Сомнения исчезают, когда вырисовываются стены и начинаются продажи. Мы многое пообещали покупателям. Велнес, ресторан, детский клуб, клиника, магазины, управляющая компания — создание всего этого требует значительных инвестиций и серьезных усилий. Сейчас мы с Евгением Анатольевичем (прим. ред. — управляющий директор группы компаний «Ривьера-Инвест-ЕКБ» Евгений Шилов) сосредоточены на этом.

Конечно, мы опираемся на опыт создателей клубного дома «Тихвин», но не повторяем его. Квартира в «Ривьере» — больше, чем обычная квартира. Это место, где ты получаешь комфорт повседневного проживания. Его обеспечивает шаговая доступность всех благ цивилизации — ресторана, бассейна, велнес-центра, клиники и пр. В нашем случае еще и природа рядом — набережная реки, где можно покормить уточек, и прекрасный парк для прогулок. Благодаря уникальности расположения мы смогли соединить все в одном месте.

Продумывая концепцию «Ривьеры», я учитывал и личный опыт (у меня есть недвижимость за границей и в России), и пожелания друзей. Сомнений в успехе проекта сейчас нет вообще — темпы возведения, темпы продаж и формирования инфраструктуры меня полностью устраивают.

В 2016 г. вы оценивали объем инвестиций в «Ривьеру» в 3 млрд руб. Реальность превзошла ожидания?

— Нет, даже с учетом роста курса валют.

У вас два больших бизнеса в разных сферах. Каким из них вам на сегодняшний день интереснее заниматься?

— Я бы не занимался ни медицинским направлением, ни девелопментом, если бы мне это не нравилось. Управляющая компания в Москве мне здорово помогает в развитии сети «Здоровье 365». По количеству клиник и специалистов она крупнейшая в Уральском регионе. Через полтора года мы планируем открыть большой хаб и несколько поликлиник. Медицинский бизнес приносит мне определенные плоды — как материальные, так и эмоциональные. Строительный бизнес мне тоже нравится — проезжая по городу, я вижу, какие хорошие дома построила наша компания. 

Как вам удается успешно вести два бизнеса? В какой степени вы лично вовлечены в принятие решений?

— Залог успеха любого бизнеса — честное выполнение взятых обязательств: если дал слово, должен его сдержать. Это начинается с мелочей: вовремя прийти на назначенную встречу. Я по знаку зодиака весы, я долго и сложно принимаю решения, но если принял, ни на шаг не отступаю.

В управлении бизнесом важно доверие. Я выбираю людей, которым можно доверить проекты. Почему Евгений Анатольевич каждое воскресенье прилетает из Москвы в Екатеринбург, а в пятницу улетает назад? — Потому что мы знакомы не один десяток лет, он мой друг. Я пригласил его из Москвы, зная, что он прекрасный управленец, что ему можно доверять.

Я лично не занимаюсь «прикладным строительством», я инвестирую и разрабатываю стратегию компании. Сейчас моя программа в сфере девелопмента в Екатеринбурге рассчитана на восемь лет, у меня есть идеи, наработки. 

Есть ли в ней место для еще одного объекта элит-класса? 

— Нет, пока мы сосредоточены на завершении «Ривьеры». Надо выполнить все, что мы обещаем покупателям. Я лично выступаю гарантом проекта как руководитель и основной инвестор. Уверен, что все получится.

Государство приняло ряд законов, в корне меняющих работу застройщиков. Что из нововведений вам представляется самым критичным? Как вы готовитесь к работе по новым правилам?

— Учитывая объемы возводимого жилья и опыт работы компании, я не вижу непреодолимых препятствий. Конечно, новичкам будет очень тяжело зайти на рынок недвижимости. По новому закону, компания должна инвестировать достаточно большие средства в собственный капитал, работать на рынке не менее трех лет, иметь опыт возведения жилья и получить аккредитацию в банке. Только при наличии всего этого ты можешь строить с привлечением средств покупателей. Однако до конца строительства застройщик этих денег не увидит — они будут храниться в банке.

Этот закон был принят из-за проблем на московском рынке жилья, где очень много обманутых дольщиков. В Екатеринбурге подобные прецеденты тоже есть, но правительство Свердловской области и Министерство строительства достаточно успешно с ними справляются. Честь им и хвала. Я общаюсь с местными застройщиками, многие приветствуют принятие этого закона, поскольку он отсечет недобросовестные компании.

Что касается моего девелоперского бизнеса, у всех наших компаний-застройщиков есть необходимый опыт работы и хороший уставной капитал. Мы аккредитованы в банках. Так что мы справляемся.

Многие говорят о неизбежном росте цен на жилье. Каков ваш прогноз?

— Цены диктует рынок, покупательская способность населения. Если мы задерем цены, наши квартиры никто не будет покупать. Стоимость квадратного метра увеличивается по мере готовности объекта. Недавно мы сдали дом на Ботанике и повысили цены на готовые квартиры.

С вступлением в силу нового закона затраты застройщиков увеличатся, ведь в этой ситуации банки получат деньги дольщиков бесплатно, но нас будут финансировать под процент. Поэтому хотелось бы, чтобы цены на жилье немного выросли.

Фото в тексте: DK.RU, Ривьера-Инвест-ЕКБ.