Меню

«Варяги» идут: московские менеджеры едут трудоустраиваться в Екатеринбург

Конкуренция на столичном рынке заставила часть специалистов из Москвы обратить внимание на вакансии в регионах. И Екатеринбург стал одним из самых желанных рынков для релокации. Колонка на DK.RU.

Владимир Якубадиректор компании Tom Hunt:
 
— В головах российских менеджеров за последние год-полтора случилась настоящая революция. Я наблюдаю на рынке труда интересную тенденцию, которой почти не было заметно в прошлый кризис: руководители среднего звена и молодые топ-менеджеры, кто еще не может похвастаться серьезным опытом и широкими связями, совершенно серьезно рассматривают варианты переехать с московского рынка труда в крупные города-милионники. 
 
В теории понятно, что если конкуренция слишком высока, работодателей и интересных предложений на всех не хватает, то надо расширять географию и искать работодателей за пределами своего привычного круга. 
 
Но это в теории, а на практике долгое время было так, что люди ехали только из регионов в столицу, изредка меняя Москву на Петербург. И если они добирались до столицы, то уже никогда или почти никогда ее не покидали.
 
При любых встрясках или сложностях на рынке труда топ-менеджеры готовы были снизить зарплатные ожидания, долгое время не работать, используя накопленные ресурсы, сменить профиль или отрасль, но остаться в Москве. 
 
Для рынка труда это было очень неприятное и очень вредное настроение. Представьте, самые активные, амбициозные, обучаемые люди не просто переходили на новую ступень, переезжая в столицу, они отказывались делиться своим новым накопленным опытом с бизнесом в регионах. Хотя некоторые из региональных компаний готовы были предложить вполне конкурентоспособные условия и очень интересные задачи. В результате только укреплялась невидимая стена между московским бизнесом, менеджментом и технологиями, используемыми в столице, и деловыми кругами в крупных городах в других регионах России. А потом мы становились свидетелями различных крайностей: например, в процессе открытия филиалов московским руководителям приходилось учиться работать в остальной России, потому что они  просто разучились или никогда не умели адаптироваться к специфике того или иного региона. 

Сейчас картина стала меняться, мидл-менеджеры и молодые топы повернулись лицом к рынку труда большой страны.

Все большее число их видят, что упираться и держаться за Москву любыми способами глупо. Почему бы не поехать на схожую или чуть меньшую зарплату в Казань, Ростов-на-Дону, Екатеринбург или Новосибирск. Это не означает, что они навсегда отказываются от московского рынка труда, это как раз показывает, что они ломают границы в своей голове. Понимают, что релокация – нормальный этап карьеры топа, особенно когда в качестве альтернативы — долгая, изматывающая и зачастую бессмысленная конкуренция на сузившемся столичном рынке.  
 
Так как я профессионально занимаюсь подбором дорогих и часто редких специалистов, через меня проходят десятки подобных историй, и еще о десятках я слышу от коллег. 
 
И Екатеринбург в этой тенденции не останется в стороне, с конца 2015 г. я знаю несколько историй от коллег о том, как неплохие мидл-менеджеры перебирались в крупнейший город Урала с перспективой стать топами из Москвы. Главный специалист по логистике в феврале 2016 г. переехал из Москвы работать в Екатеринбург, стал директором по логистике и сохранил практически ту же зарплату. Главный технолог небольшого предприятия пищевой промышленности в марте 2016 г. переехал из Подмосковья в Екатеринбург и стал директором по производству, причем в зарплате даже выиграл.
 
Это никогда не станет сверхмассовым явлением, но и рынок труда топ-менеджеров – это сфера штучная. Здесь достаточно небольшого потока, чтобы повлиять на ситуацию. Если на рынок труда города-милионника «выбросить» со столичного рынка десяток другой перспективных руководителей в сфере маркетинга, логистики, производства с опытом управления более 6-7 лет, то  местные топ-менеджеры уже ощутят конкуренцию.  
 
И если ситуация в экономике серьезно не поменяется, то 2016 и 2017 годы станут временем постепенного перетекания части управленцев из столицы  в крупные города. И тогда встанет вопрос - как местным топам конкурировать с москвичами? 
 
Я считаю, что одним из классных инструментов, уникальных инструментов, являющихся преимуществом именно местных топов, может стать личный бренд на локальном рынке. 
 
Может показаться, что топ-менеджеры, насмотревшись на известных политиков и звезд шоу-бизнеса, решили заняться таким веянием, как создание и продвижение личного бренда в угоду моде. На самом же деле брендинг незаменим для построения хорошей карьеры. Личный бренд дает огромные карьерные возможности, за такими людьми смотрят компании, таких желают заполучить. Человек, являющийся брендом, может назначать себе хорошую цену и жить с установкой, что он достоин большего, он может себе это позволить. 
 
Пути формирования бренда – это отдельная большая тема, но самым главным здесь является публичность.
 
Вот в чем секрет: показывайте свой профессионализм, инвестируйте время в обмен опытом, публикации, участие в конференциях – это ваша сильная сторона. Это тоже ваша работа, и тогда при прочих равных вы окажетесь востребованее именно потому, что вовремя правильно представили себя рынку.